Путь к успеху – упорство и труд — «Кызылординские Вести»

Присылайте
новости

+7(777)494-07-77

Путь к успеху – упорство и труд

20.10.2020

183 0

«КВ» продолжают знакомить своих читателей с промышленными предприятиями и агроформированиями, расположенными в районах области. После Кармакшинского района, в хозяйствах которого в эти дни завершается уборочная страда, и о которых газета написала в предыдущем номере, наш путь лежал в один из самых северных районов области – Казалинский.

Солнце склонилось к закату, когда мы благополучно прибыли в административный центр Казалинского района – поселок Айтеке би. В глаза нам бросились ухоженные ровные улицы райцентра. К слову, по официальным данным, в этом году по государственной программе «Дорожная карта занятости» проложили асфальт на 17 улицах поселка. В целом, по программе занятости в этом году в Казалинском районе реализуется 42 проекта, общая стоимость которых – более трех миллиардов тенге. Вместо запланированных 860-и, удалось обеспечить работой 1084 сельчан, выполнив таким образом план по трудоустройству на 126 процентов.

В населенном пункте решены вопросы снабжения населения качественной питьевой водой, газом, теплом, электроэнергией. Впечатляют темпы строительства. Поднимаются новые объекты. Как говорят местные жители, за считанные дни здесь появляются целые дома.

Отметим, что в развитии экономики района важное место принадлежит предпринимательству. Казалинск иногда называют «вторым Туркестаном», который во все времена славился шумными базарами и бойкой торговлей. Причина в том, что казалинцы не меньше туркестанцев проявляют интерес к бизнесу. Как стало известно, в районе на 712 проектов в сфере малого бизнеса выделено 1 миллиард 712 миллионов тенге. И это показатель только за девять месяцев текущего года.

Нужны молодые кадры…

Первым объектом, на котором мы побывали, стал завод по производству железобетонных изделий в Айтеке би. Завод является лидером в республике по выпуску такого рода продукции, аналоги которой есть в Шымкенте, Алматы и Нур-Султане. К примеру, железобетонные балки длиной в 18, 21, 24, 33 метра. В 2019 году завод изготовил более 200 метров железобетонных балок для строительства моста на участке «Альсеит» через Сырдарью, обеспечив необходимыми мостовыми конструкциями стратегически важный для жителей района объект.

– Завод был открыт в 1976 году и производил железобетонные изделия и конструкции для строительства домов железнодорожников и некоторых производственных цехов, – говорит руководитель филиала Сабит Отегенов. – С 2005 года он стал самостоятельным предприятием, а позже был реорганизован в Казалинское отделение №2 при ТОО «МО-1», а затем – филиал ТОО «LCI-MK». Стараемся выпускать качественную продукцию, отвечающую современным требованиям. Работаем с крупными компаниями из Атырау, а также местными строительными организациями. Сырье получаем из Шиели, Жанакоргана и Актюбинской области.

На заводе отработана технология отливки балок промежуточной конструкции марки ВТК-33У, используемой при строительстве автодорожных мостов. Закуплено необходимое для этого дополнительное оборудование. В целом, сегодня на предприятии производят около 60-и видов железобетонных конструкций, необходимых для строительства железных дорог, мостов, трубопроводов, опор высоковольтных линий, многоэтажных зданий и домов.

Для того, чтобы продукция завода отвечала всем современным требованиям, необходимо соответствующее оборудование. К примеру, недавно закупили подъемные краны, обновляются станки. Средняя заработная плата на предприятии – 120 тысяч тенге.

В то же время, как говорит С. Отегенов, одним из сложных остается вопрос с кадрами, мало молодежи. Те, кто приходят, просятся сторожами или водителями. Тут директор невольно вспомнил былые времена, когда дети с экскурсией посещали заводы, со школьной скамьи их знакомили с производством, приучали к труду. Сейчас этого нет. Те же, кто освоил все тонкости профессии, постепенно уходят на пенсию.

– Сегодня много безработной молодежи. Если бы они, не чураясь тяжелой работы, пришли к нам, мы бы сами их обучили, – сетует руководитель филиала.

На предприятии, где работают около 80 человек, немало специалистов с солидным стажем. Многие проработали здесь по два, три десятка лет. Но руководство завода озабочено тем, что нет преемственности поколений и потому с удовольствием приняли бы на работу молодых людей. Кстати, для рабочих здесь созданы все условия: они обеспечиваются спецодеждой, тем же, кто занят на вредных производствах, дают молоко, для детей сотрудников выдаются бесплатные путевки в санатории и лагеря отдыха, не забывают здесь и о поощрении за добросовестный труд.

Работа железнодорожника требует сил и отдачи

История Казалинского локомотивного депо насчитывает более ста лет. Строительство железной дороги началось здесь еще в начале прошлого века, первые поезда пошли по нашей земле в 1904 году. Одновременно с железной дорогой на станции «Казалинск» было построено и депо по ремонту паровозов. В его составе было и вагоноремонтное депо, которое в 1926 году стало самостоятельным предприятием. Сегодня в вагоноремонтном депо Казалинска – филиале ТОО «Қамқор вагон» работает 171 человек.

Как говорит главный инженер Адильжан Ерниязов, в депо по специальному заказу производится текущий ремонт грузовых вагонов. Все пришедшие в негодность детали, как правило, заменяются. Если говорить о видах вагонов, то их много: цистерны для перевозки горючего, грузовые вагоны, полувагоны, открытые платформы и другие. Их срок годности также отличается. Вагон, который прошел ремонт в этом депо, должен пройти 160 тысяч километров, или три года. Причем, если вагон не прошел необходимый километраж, по истечении трех лет он ставится на ремонт автоматически. Если же 160 тысяч километров пройдено за меньший промежуток времени, то и в этом случае вагон должен пройти ремонт.

В 1963 году депо было переоборудовано, в результате чего оно обрело большую производственную мощность. Сегодня предприятие считается одним из наиболее известных в республике. Здесь работают такие мастера своего дела, как Ербол Орысбаев, Женис Ажигулов, Кали, Мади Сисеновы и многие другие.

Разумеется, железная дорога, являясь движущей силой экономики, находится в непрерывном развитии. Здесь на каждого работника возлагается большая ответственность, а еще очень важны дисциплина и порядок.

Куда уходит «золотая» рыбка?

Живущие на берегу моря местные жители называют эту рыбу «золотой»? Хотя вообще рыбаки ее называют «тісті» – «зубастая». Это судак – представитель семейства хищных рыб с плотной чешуей из семейства окуневых.

В последнее время она стала особенно востребованной на рынке. Цена ее выросла до 500-600, а то и больше за килограмм. По такой цене ее можно купить напрямую у рыбаков, которые занимаются промысловым ловом. Особенно большим спросом она пользуется на внешнем рынке, чем и объясняется рост ее стоимости. За большой спрос ее видимо, и прозвали «золотой».

В Казалинске побывали в цехе, где производят филе из судака. Продукция, выпускаемая предприятием, имеющим Еврокод, пользуется спросом, ее охотно закупают такие страны, как Польша, Нидерланды, соседняя Россия. Здесь в сутки производят около полутора тонн филе судака.

– Средняя заработная плата у работников – 100-150 тысяч тенге. Здесь рыба очищается, нарезается. На производстве заняты местные жители, размер самой низкой зарплаты – 70 тысяч тенге. Рыбу ловим в трех водоемах, принадлежащих нам, – говорит руководитель цеха Торебек Игиликов.

Ранее предприниматель занимался только отловом рыбы. С 2006 года оборудовал холодильные камеры в аулах Акеспе, Акбасты Аральского района и предоставляет рыбакам лодки для выхода на промысел. С сентября до мая здесь занимаются рыбной ловлей порядка четырех десятков рыбаков, которые сдают ее предпринимателю.

К слову, в планах у Т.Игиликова – взять в промышленной зоне участок в 4 тысячи квадратных метра и начать производить корм для скота, используя для этого отходы от рыбного производства. Руководство района готово помочь местному предпринимателю наладить безотходное производство, которое несомненно у сельчан будет пользоваться спросом.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: