Обязательно ли на умерших родственников нужно делать Коран-хатым? - «Кызылординские Вести»

Обязательно ли на умерших родственников нужно делать Коран-хатым?

07.05.2022

3642 0

1624436951 60 phonoteka org p koran oboi krasivo 60

Делать Коран-хатым за умерших, это значит полностью прочитать Величественный Коран, молиться за покойных и просить дуга у Всевышнего, чтобы Он простил их и дал им облегчение. Это большой сауап (воздаяние, вознаграждение).

Важны намерение и завершение чтения Корана мольбой-дуга о том, чтобы Всевышний довел сауап до умершего. Есть сунна, что после похорон человека джамагат должен выделить немного времени и делать за него дуга и просить Аллаха, чтобы Он простил его, а также читать Коран.

Со слов Усмана ибн Аффана, «Пророк (ﷺ) после того, как человека похоронят, говорил: «Просите Аллаха, чтобы Он простил нашего брата и был прибежищем для него. Действительно, в отношении него сейчас идет допрос». Поэтому вопросы касательно Коран-хатыма включены в книгу ДУМК «Дін мен дәстүр» — 2.

Казахи издревле делают Коран-хатым, для этого они накрывают дастархан, приглашают родственников, односельчан, друзей и мулла или имам читают Коран за умершего. Но поскольку за раз невозможно полностью прочитать Коран, то можно читать его частями в течение, например, 10-20-30 дней и на заключительной стадии Коран-хатыма, когда люди собираются за столом у родственников, прочитать только последнюю 114-ю суру. Тогда считается, что Коран за умершего прочитан полностью. Поэтому имаму или мулле, которого вы просите сделать Коран-хатым, следует загодя сказать об этом, чтобы они успели подготовиться и заранее прочитать Коран. У кого-то на это может уйти всего лишь неделя, у кого-то 10 дней, а у кого-то месяц.

— А если имам не успеет-таки полностью прочитать Коран, тогда как быть?

— В таком случае можно сделать малый Коран-хатым. Делается это так – мулла или имам сначала читают суру «Фатиха» и последние два аята суры «Аль-Бакара». Затем читают суру «Ихлас», и суры «Фаляк» и «Нас». Это последние в Коране 112-ая, 113-ая и 114-ая суры. Затем снова читают «Фатиху» и начало суры «Аль-Бакара». На этом малый хатым можно считать завершенным. Конечно, малый Коран-хатым не такой, как полный, когда читаются все 6226 аятов Корана, но, тем не менее, это тоже хатым.

Богатые обильные столы, внушительные могильные сооружения, раздача подарков и отрезков ткани, что также обычно делают у нас в народе, не спасут умершего от мучений в могиле.

Самое хорошее, благое дело, которое мы можем сделать для ушедших в мир иной, это сделать Коран-хатым. Коран-хатым в честь умершего считается благословенным в исламе. «Дуга, прочитанная после Коран-хатыма, принимается так же, как дуга после пятикратных молитв», — говорится в хадисе, переданном Табарани.

Прочитать Коран от души с самого начала до конца – работа нелегкая, это требует большего интеллекта, сил, ответственности. Но и награда велика. Свидетельством тому является хадис «Дайлами», в котором говорится, что за того, кто сделал Коран-хатым, будут просить Всевышнего 60 тысяч ангелов. Также таким людям будет уготована награда, равноценная одной принятой дуга и дополнительно к этому одно дерево в Раю (Хатиб).

— К кому относится эта награда — к имаму, который читает Коран, или к тому, кто просил прочитать?

— В данном случае — к имаму, ведь когда он читает Коран, он просит Аллаха донести сауап до усопшего, и за это ему тоже идет награда. Коран-хатым это очень ответственное и благое дело, это не каждому дано. Раньше выполнение хатыма поручали самым образованным и знающим кариям (Кари — чтец Корана, знающий его наизусть), для этой цели специально приглашали издалека образованных мулл и кажы.

— Можно ли в качестве благодарности давать муллам и имамам деньги, дарить подарки, не отразится ли это на принятии Всевышним Коран-хатыма и молитв?

— Можно и деньги давать, и подарки дарить, по этому поводу есть достоверные хадисы и высказывания ученых.

Например, Пророк (ﷺ) говорил: «Самым заслуженным, за что можно взять вознаграждение, является Книга Всевышнего — Священный Коран».

— Коран-хатым не является обязательной процедурой, это делается добровольно ради получения награды от Всевышнего. Как сказал Пророк (ﷺ) в одном из хадисов, переданных Термизи, «Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздается десятикратно». То есть за каждую прочитанную букву Корана запишется 10 сауап.

— Можно ли Коран-хатым делать сразу на несколько человек, например, на родителей, братьев, сестер, которые умерли, или нужно по отдельности на каждого человека?

— На всех сразу Коран-хатым делать можно, но если есть возможность, то лучше делать на каждого отдельно, так как в таком случае сауап будет больше.

— В течение какого времени после смерти человека рекомендуется делать Коран-хатым?

— Коран-хатым желательно сделать в течение сорока дней после смерти человека, ибо это считается благом для него. Но если не получится в течение сорока дней, то можно в любое другое время. Коран-хатым можно делать не только тем, кто недавно умер, но и тем, кто уже давно ушел в мир иной.

— Сколько раз можно делать Коран-хатым на умерших родственников и как часто?

— В этом отношении нет количественных ограничений, можно делать при каждом удобном случае, при каждой возможности. Говоря о возможностях, имею в виду не только материальные, но и моральные, духовные, когда ты можешь выучить арабский язык и сам читать Коран на арабском и делать Коран-хатым своим родителям. Ведь это твоя обязанность, твои родители и твои родители нужны тебе, а не имаму. И тут, конечно, ограничений нет.

— Кого можно приглашать на Коран-хатым?

— Кого хотите. Это могут быть и родственники, и близкие люди, и соседи, коллеги, друзья. Они могут слушать Коран, читать молитвы. В то место, где проводится Коран-хатым, снисходит милость, свет Аллаха. Будет правильным после Коран-хатыма всем вместе делать дуга. Есть много хадисов о важности участия в Коран-хатыме. Например, «Молитвы тех, кто читал хатым и тех, кто слушал, принимаются» (Әбу Нуайм). «Молитвы человека, читающего Коран-хатым, будут приняты» (Табарани, Ибн Хиббан). «Молитвы человека, сделавшего хатым и просящего блага в обоих мирах, принимаются» (Бәйһақи).

— Что можно ставить на стол на Коран-хатым, а что нельзя ставить?

— Ставьте, что хотите, каких-либо ограничений на этот счет нет, но главное, чтобы не было расточительства, всё должно быть в меру. Ну и, конечно, не должно быть спиртное, и все продукты питания должны быть халяль.

— Можно ли посещать могилы родственников, наводить там порядок, убирать, красить, ставить оградки и так далее?

— Можно и это, прежде всего, нужно для того, чтобы люди помнили, куда мы все, в конечном счете, придем, задумались об истинном смысле жизни, совершали больше поклонений, богоугодных, благих дел, молились, были более терпимы друг к другу, помогали и так далее. Поэтому наводить порядок на могилах и кладбищах можно. Единственное, нельзя их реконструировать, разбирать, перестраивать.

— Говорят, у могилы умершего нельзя читать Коран, это так?

— Это ложное утверждение. У могилы умершего можно читать Коран, причем можно читать любую суру. Но у нашего народа стало традицией читать суру «Власть — Аль-Мульк», эта традиция исходит от хадиса Пророка (ﷺ). Ибн Аббас повествует: «Сподвижники Пророка (ﷺ), не зная, что это могила, поставили над ней палатку. И вдруг один из них услышал, как кто-то начал читать суру «Власть» с начала до конца. Он пошел к Пророку (ﷺ) и пояснил: «О Посланник Аллаха! Я не знал, что там могила, и поставил свою палатку. Смотрю, внутри него один человек читает суру «Аль-Мульк». Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, сура «Аль-Мульк» защитник и спаситель, она избавит умершего от мучений могилы».

— Может ли женщина, например, дочь, читать Коран над могилой родителей или это должны делать только мужчины?

— Большинство богословов склонны считать, что женщине нежелательно одной ходить на могилу предков и читать там молитву, ведь они очень эмоциональны, несдержанны в своих чувствах, ощущениях и могут сказать нежелательные слова, причитать, рвать на себе волосы, царапать лицо, громко плакать и так далее. Поэтому им рекомендуется посещать могилы в сопровождении близких родственников. Также они могут читать дуга дома.

Читайте также: