В казахской истории особое место занимают казахско-джунгарские войны. Более ста лет длилась героическая борьба казахского народа с джунгарскими захватчиками, сметавшими все на своем пути, не оставляя аулов, не щадя стариков, женщин и детей. Этот этап XVII-XVIII веков получил название «жаугершілік заманы» — период непрерывных войн с джунгарами.
«…Никто не сможет защитить казахов, кроме их же самих. Если бы не было таких побед, как в сражении при Буланты, Анракайской битве, то еще три века назад Казахская Орда совсем бы исчезла», — отмечал писатель Мухтар Магауин.
Во главе воинственного государства, возникшего в 30-х годах XVII века на западе Монголии, стоял хунтайджи (хан). Джунгарское войско во время походов насчитывало до ста тысяч воинов. Практиковалась суровая воинская дисциплина.
Жители Джунгарии также, как и Казахского ханства, занимались кочевым и полукочевым скотоводством. В начале XVIII века население этой страны составляло около одного миллиона человек. Из которых почти половину составляли представители покоренных народов, которые исправно платили подати и обеспечивали пополнение армии воинами.
Джунгарское государство было нацелено на захват чужих территорий, особенно земель соседнего Казахстана. Земли казахов представляли для джунгар большой интерес по ряду причин. Во-первых, завоевав Семиречье и Присырдарьинский регион, джунгарские правители смогли бы контролировать один из важных торговых путей, связывавших Джунгарию с Российской империей, Сибирью, государствами Средней Азии. Завоевание открыло бы также прямой путь в Афганистан, Иран и Закавказье. Во-вторых, захват Казахстана позволял им заметно укрепить границы ханства и получать дополнительные подати с покоренного населения. В-третьих, завоевателей привлекали огромные пастбищные угодья и торгово-ремесленные центры Южного и Юго-Восточного Казахстана. В-четвертых, завоевание территории Казахстана сулило джунгарам беспрепятственный проход к своим соплеменникам, кочевавшим в междуречье Жайыка (Урала) и Волги. И, наконец, Джунгарское государство рассматривало население Казахстана как потенциальных рабов.
К началу XVIII века казахи владели обширной территорией от восточного побережья Каспия на западе до Джунгарского Алатау на востоке. Южные окраины казахских земель простирались до Ташкента, а северные — охватывали Иртыш и Тобол.
ОРБУЛАКСКАЯ БИТВА – СИМВОЛ ГЕРОИЗМА И ВОЕННОГО ДУХА
Вторжение джунгарских войск в казахские степи началось с середины 30 годов XVII века под предводительством Батура контайчи. Сначала походы носили сравнительно редкий характер и были успешными. Главная причина этого – в Казахском ханстве не утихали распри и соперничество между племенной знатью и феодалами. Некоторые казахские султаны стремились обособиться от ханской власти и править своими владениями единолично, стали прерываться тесные связи между жузами. Этой сложной политической обстановкой и воспользовались джунгары.
Захватчики стремились закрепить за собой торгово-ремесленные центры, караванные дороги, пастбища, что в условиях кочевого скотоводства влекло передел земельных угодий. В этот непростой период борьбу против джунгар возглавил Жангир хан.
Как и его отец Есим хан, он был обеспокоен усилением Джунгарского ханства. Когда в 1628 году умер хан Есим, султан Жангир находился на северо-востоке Казахстана, охраняя границы страны от калмаков. В одном из боев немногочисленный отряд Жангира был разбит, а сам он взят в плен. Он до конца испил чашу горести и унижения. Пользуясь случаем, молодому султану удалось бежать. В этом ему помогли Карасай батыр и батыр аргынов Агынтай.
По свидетельствам историков Жангира отличали решительность, смелость, упорство, стойкость, готовность к самопожертвованию. Однако пленение на некоторое время подорвало его авторитет среди политических соперников и населения.
Тем не менее когда в 1643 году Батур контайчи собрал 50-тысячное войско для тайного наступления на Семиречье, Жангир предпринял все возможные меры. В первую очередь он заручился поддержкой давнего друга своего отца, влиятельного правителя Самарканда Жалантоса бахадура. Есть сведения, что на рынках Самарканда и Бухары Жангир приобрел огнестрельное оружие, свинец, порох и вооружил своих воинов самым современным на то время оружием – фитильными ружьями.
К тому моменту власть Жангира еще не успела окрепнуть, что не дало ему возможности собрать под своим знаменем большое войско. Он сумел мобилизовать только 600 вооруженных всадников, среди которых были батыры Карасай, Агынтай, Жиембет и другие.
С шестью сотней отборных воинов Жангир направился в местность Орбулак в Джунгарском Алатау. С западной стороны сопки высотой 2200 метров внизу протекала речка Орбулак, которая впадала в Кескентерен, с восточной – речка Жарбулак. Сопка имела крутой склон на запад и пологий склон на восток. Здесь и было решено устроить засаду.
Когда конница врага углубилась в ущелье, казахи открыли огонь из кремневых ружей. Более трех месяцев Батур контайчи пытался прорвать заслон в ущелье, устроенный 600 сарбазов, но безуспешно. К этому времени из Самарканда на подмогу казахам с 20-тысячным войском подоспел Жалантос бахадур, что определило ход сражения. В этом бою джунгарский правитель потерял более десяти тысяч воинов и потерпел сокрушительное поражение.
Орбулакская битва произошла в местности Белжайляу (Панфиловский район Алматинской области). Это одно из лучших мест Жетысу со своим особым микроклиматом. Летом здесь не бывает иссушающей жары и выжженной травы. Череда пастбищ между горными хребтами Джунгарского Алатау и Алтын-Эмеля открывает путь в Илийскую долину.
Орбулакская битва практически была первой крупной победой казахов над джунгарами и стала примером их мужества, героизма и невероятной силы военного духа, войдя в мировую летопись боевой славы и военного мастерства. Величие Орбулакского сражения сопоставимо с успехом знаменитой битвы при Фермопилах, когда спартанский царь Леонид и его 300 воинов защитили узкий проход между горами и морем от 80-тысячной армии персидского царя Ксеркса.
В 2018 году в честь 375-летия Орбулакской битвы вдоль международной трассы «Шымкент – Ташкент» на высоком холме вблизи населенного пункта Шарап-хана Казыгуртского района Южно-Казахстанской области возведен мемориальный комплекс. Это то самое место, где состоялось историческое сражение. Впечатляют конные статуи Жангир хана и Жалантоса бахадура, видные издалека. На сплошной гранитной стене с внешней стороны площади, где расположился комплекс «Батыр бабалар», установлены панно. Одно посвящено трагическим страницам истории, которые известны как «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама». Другое воспроизводит эпизоды Орбулакской битвы.
ГОДЫ ВЕЛИКОГО БЕДСТВИЯ
С переменным успехом Жангир хан провел три крупных сражения с джунгарскими войсками. В 1652 году джунгары под предводительством хошоутского Очирту-Цецен хана разорили казахские улусы. А сам Жангир был убит сыном Очирту-Цецен хана Галдамой. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау.
Казахско-джунгарские столкновения ограничивались мелкими стычками, но при хунтайджи Галдане-Бошогту крупномасштабные военные действия возобновились. Сын Жангир хана Тауке хан не смог остановить джунгаров и в 1681 году войска Галдана перешли реку Шу.
В 80-е годы XVII века джунгарские войска вторглись в район реки Сырдарьи. Казахи, потеряв города Сайрам и Туркестан, оказались оторванными от торгово-ремесленных центров. Особой ожесточенностью отличались походы хунтайджи Цеван-Рабдана, отряды которого продвинулись до реки Сарысу. В то же время другая часть джунгарских войск вторглась в северо-восточные районы Среднего жуза. Временами враг прорывался к рекам Ор, Иргиз, Илек и Ишим. Скотоводство, земледелие и ремесла казахов пришли в упадок, многие города были сожжены и разрушены. Джунгарское нашествие было таким же жестоким, как и вторжение монголов. В это же самое время совершали грабительские набеги волжские калмыки. Была опасность нападения со стороны бухарских и хивинских феодалов.
В результате походов 1683-1684 годов был разрушен Сайрам. В 1683 году джунгарская армия под командованием Цэван-Рабдана дошла до Ташкента и Сырдарьи, разбив два казахских войска. После этого Галдан подчинил кара-киргизов и разорил Ферганскую долину. В 1698 году войска Цэван-Рабдана доходили до Тенгиза и Туркестана.
В 1710 году в районе Каракумов собрались представители трех казахских жузов. Они решили создать народное ополчение, которое сумело бы отбросить джунгарское войско на востоке. Но успехи ополчения были временными. Летом 1717 года на реке Аягуз произошло сражение между 30-тысячным казахским войском и джунгарами. Казахские ополченцы соорудили деревянный вал, откуда вели обстрел врага. Битва длилась три дня. Джунгары нанесли удар с тыла, а казахские военачальники не сумели договориться о совместных действиях. В результате казахские войска потерпели поражение. Тогда же на реке Арысь джунгарские войска разбили другие отряды казахского ополчения. В 1723 году многочисленные джунгарские войска вторглись в долину реки Талас. В этом сражении они потеряли несколько тысяч человек убитыми и 10 тысяч пленными.
В 1723-1727 годы джунгары захватили Южный Казахстан и Жетысу, разбив казахские войска. Казахи потеряли Сайрам и Туркестан. В результате военных действий противника была захвачена практически вся казахская территория, кроме пустынных и горных местностей. Относительно неуязвимыми оказались отдаленные районы Западного Казахстана.
Десятки тысяч казахов были вынуждены оставить родные места и уйти в Среднюю Азию. Не найдя там удобных свободных пастбищ и вступив в столкновение с бухарскими и хивинскими феодалами, казахи откочевали на запад, ближе к русским границам, в район рек Эмбы, Жаика (Урал), Илека.
Эти годы вошли в историю Казахстана, как «годы великого бедствия», тогда-то и родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елім-ай» («О, народ мой»), как символ народной скорби. Они имели самые негативные последствия для казахского общества. Были существенно нарушены традиционные маршруты кочевок степняков, казахи лишились плодородных пастбищ, сократилось поголовье скота. Были разрушены многие города, пришли в запустение некогда цветущие земледельческие оазисы Семиречья и юга Казахстана, прервалась торговля с сопредельными государствами. Но самой страшной утратой была смерть близких и родных. По некоторым сведениям, погибло две трети степного населения, начался массовый голод. Возникла реальная угроза существованию казахов как народа.
Основная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в самих казахах. Казахское ханство долго оставалось раздробленным государством. Внутриполитическое положение ханства было сложным. Попытки Кайып хана и Абулхаира организовать сопротивление против джунгар не давали результатов.
ПОБЕДА, УКРЕПИВШАЯ ВОЛЮ И ДУХ
Выходом из создавшегося положения мог стать лишь организованный отпор врагу, который остановил бы дальнейшее продвижение джунгар на запад.
Наиболее дальновидные ханы Тауке, а позднее Абулхаир, понимали, что для победы над захватчиками надо собрать воедино все силы казахского народа. В 1726 году в местности Ордабасы (недалеко от Шымкента) состоялся курултай казахских племен и родов. Решением биев трех жузов – Толе би, Казыбек би и Айтеке би – было принято решение о создании единого казахского ополчения. Командование им было поручено хану Младшего жуза Абулхаиру.
Генеральное сражение произошло в 1728 году в междуречье рек Буланты и Билеут в местности Кара сыйыр. Казахское ополчение заманило врага глубже в степь, затем, резко повернув назад, перешло в контратаку, нанося удары с обоих флангов. Захватчикам был нанесен сокрушительный удар: большинство джунгар погибли, многие попали в плен, лишь единицы спаслись бегством. Однако на этом события не завершились. Часть джунгарских всадников сумела прорваться к верхнему течению реки Буланты. Но и здесь их настигли отряды казахской кавалерии. И снова на пересеченной местности джунгары были разбиты, только отдельным группам удалось уйти в горы за Майтобе и Курайлы в сторону Улытау. По приблизительным данным, было уничтожено до десяти тысяч джунгарских воинов. Были освобождены земли Младшего и Среднего жузов. В честь победы в этом сражении в урочище Уйтас в 2015 году был возведен монумент «Булантинская битва». На вымощенной плиткой площади установлена семиметровая стела «Бұланты шайқасына». Монумент из латуни и мрамора изображает копье, острием направленное вверх.
Рядом со стелой расположены девять гранитных глыб. На них начертано, что благодарные потомки будут вечно помнить о героическом подвиге защитников Родины. На камнях высечены имена батыров, которые вели за собой войска.
Эта победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы. С тех пор инициатива в ведении боевых действий перешла в руки казахских ополченцев. Отпор захватчикам стал решающим фактором в сохранении территориальной целостности Казахского ханства.
ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ
Победа казахов при Буланты стала залогом успеха в Анракайской битве. Известно, что она происходила в декабре 1729 – январе 1730 года в горах Анракай. Анракайские горы и озеро Алаколь были важными стратегическими пунктами, отсюда по реке Чу был выход к Сарысу, Каркаралинским горам и горам Улытау.
Численность казахских войск достигала 30 тысяч человек. Индивидуальное вооружение казахских конников состояло тогда из лука со стрелами, сабли, боевого ножа, копья, боевого топора. В битве при Анракае участвовали представители всех трех жузов – бии Толе, Казыбек и Айтеке, батыры Койгельды, Богенбай, Кабанбай, Бекжан, султаны и родоначальники. Каждое крупное воинское подразделение имело свое знамя. Битва началась с традиционной схватки двух батыров.
Как говорят отечественные историки, в ходе Анракайской битвы, самого крупного и решающего сражения во всей казахско-джунгарской войне, на кон было поставлено само существование казахского этноса.
Первые успехи казахов были достигнуты у гор Абулхаир, Телектау, Кангур, речки Сункайты, гор Хантау. Джунгары не выдержали атак казахских воинов и через мелкие степные речки были вытеснены к озеру Алаколь и горам Анракай. Джунгарский хан Галдан-Цэрен не смог возглавить организованное сопротивление казахской коннице, подкрепление к нему не подошло.
В итоге Анракайская битва завершилась победой казахского народа, став эпохальным событием, считает ведущий сотрудник Института истории и этнологии МОН РК Ирина Ерофеева. Казахский народ осознал-таки свое единство, неразрывную целостность и взаимосвязь. Был дан мощный толчок формированию национального самосознания казахов, становлению чувства уважения к себе и своей истории. Казахи стали воспринимать себя не как отдельно взятые аргыны, кыпчаки, найманы или шапрашты, а как единый народ.
После победы при Анракае враждебные действия джунгар стали ослабевать. В самой Джунгарии начались междоусобицы, один из претендентов на престол Амурсана пытался с помощью китайцев взять власть, но потерпел поражение и был вынужден искать поддержки у султана Абылая. А в середине XVIII века Джунгария после окончательного поражения от манчжуро-китайских войск прекратила своё существование. Так была поставлена точка в кровопролитном противостоянии между казахами и джунгарами.
Подготовил Алмас КЫЛЫШБАЙ