Академия талантов - «Кызылординские Вести»

Академия талантов

19.02.2022

1021 0

3 7

Предметные олимпиады школьников сегодня стали составной частью образовательного процесса и отличным стимулом для детей стремиться к новым достижениям и совершенствованию своих знаний. Олимпиады также помогают активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение конкретного предмета детей, расширить общий кругозор. Преподаватели открывшейся в Кызылорде в 2018 году академии «Сыр дарыны» помогают школьникам региона готовиться к участию в олимпиадах.

За прошедшее время в учреждении подготовили десятки призеров. Работа началась с проведения учебных курсов по физике, химии, математике, информатике и биологии. И сейчас академия стала своего рода мастерской талантов по обучению учеников 8-9 классов, которые представляют наш регион в образовательных конкурсах различного уровня. Занятия проводят специально приглашенные преподаватели вузов и учителя школ. Все они – высококвалифицированные специалисты и профессионалы своего дела. Набор учащихся в академию ведется круглый год.

– Во время подготовки школьников к олимпиадам присутствует дух соперничества и командной работы, – говорит руководитель центра дополнительного образования «Дарын» Айжан Киянбекова. – Занятия проводятся на двух языках – казахском и русском. Подготовка довольно продолжительная, ребята занимаются по несколько месяцев. Если буквально 5-6 лет назад в республиканских олимпиадах участвовали, в основном, учащиеся старших классов, то сейчас ученики начинают пробовать свои силы с 2 класса. А в таких олимпиадах, как «Бастау» и конкурсах научных проектов «Зерде», могут принимать участие школьники начальных классов. И они, кстати, показывают отличные результаты.

Работа академии состоит из нескольких этапов. В рамках первого в прошлом учебном году более ста учеников прошли онлайн-обучение у учителей лицея-интерната «Білім-инновация». Второй этап был организован в режиме офлайн с 18 по 24 ноября на базе лицеев-интернатов для одаренных детей №9, №10 «Білім-инновация». Обучающие курсы провели преподаватели ТОО «Edlight Academy». Во втором этапе приняли участие сто учащихся, тридцать шесть из них приехали из районов и во время обучения проживали в общежитии «Өркениет». Специалистами отделения областного центра дополнительного образования «Дарын» были проведены психологические тренинги для школьников.

По словам директора академии, главная задача педагогов при подготовке к олимпиадам состоит в том, чтобы создать такую развивающую творческую образовательную среду, которая помогла бы максимально раскрыть потенциал одаренных детей. А для этого у учащихся надо развивать инновационное и критическое мышление. Именно они помогают им находить на олимпиадах новые нестандартные решения различных сложных задач и заданий. Преподаватели стараются научить детей мыслить самостоятельно, систематически выполнять задания, поощрять интерес к более глубокому изучению предметов. И, конечно же, применять полученные знания на практике.

А. Киянбекова считает, что готовить детей к участию в предметных олимпиадах нужно начинать с начальной школы. Однако не стоит думать, что чем раньше ученик начнет принимать участие в интеллектуальных состязаниях, тем лучше. Стартовать нужно, когда появляется готовность и желание. Преимуществ у конкурсантов, имевших подобный опыт во втором классе по сравнению с теми, кто начал в шестом, нет. Ранний опыт может быть негативным и надолго отбить желание конкурировать с кем-либо в будущем.

В младшем школьном возрасте для девочек и мальчиков победа не является главной целью. Прежде всего, они должны научиться получать удовольствие от образовательного процесса. А участие в разных конкурсах – отличный стимул для развития интереса к получению новых дополнительных знаний.

– Одно из самых значимых наших достижений – это третье место, которое занял наш ученик Ерасыл Сапарбеков на международной олимпиаде по географии, которая проходила в Турции, – делится своими успехами руководитель академии. – Также в 2021 году на республиканском конкурсе исследовательских проектов и творческих работ «Зерде» среди учащихся 2-7 классов наши ученики представили 18 проектов, и 16 из них заняли призовые места.

Для того, чтобы мотивировать учащихся к изучению предмета на уроках, используются различные игры, дискуссии, направленные на развитие творческого мышления, внимания, памяти и речи. Обязательно поощряется самостоятельная работа подростка. Именно индивидуальный творческий поиск является эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде.

Кроме всего прочего, в академии проводятся факультативы, на которых разъясняется методология решения сложных задач, иногда организовываются индивидуальные занятия для одаренных детей. Учителя всегда стараются поддерживать интерес учащихся к предмету. Именно на этом основано вовлечение ребят в научно-исследовательскую деятельность.

– Надо всегда добиваться того, чтобы в ученике зажглась, так называемая, «искра победителя», – считает директор центра Айжан Киянбекова. – Необходимо мотивировать ребенка, и здесь хорошо действует и публичная похвала его положительных результатов. Это повышает самооценку учащегося. При работе с детьми учителям приходится быть и психологами.

В работе с будущими участниками предметных олимпиад немаловажную роль играет поддержка и поощрение родителей, которые зачастую становятся надежными союзниками учителя и вносят весомый вклад в успехи детей.

– Я очень благодарна учителям академии «Сыр дарыны», – говорит мама ученика Алия Даулетова. – Наш ребенок приходит с занятий радостным, делится с нами своими впечатлениями, рассказывает о полученных знаниях. Ему очень нравится учиться в этом учреждении.

По словам Айжан Киянбековой, многолетний опыт участия учеников в олимпиадах разного уровня и ранга показывает, что для успешного выступления школьникам требуется особая подготовка. Ведь на олимпиадах часто предлагаются задания, которые выходят за рамки учебных программ и даже углубленного изучения предмета. Также важен правильный подбор литературы. Сейчас практически невозможно подняться на пьедестал победителя, готовясь лишь по школьным учебникам. Поэтому детям настоятельно рекомендуется выходить за рамки учебников и школьной программы, знакомиться с научными статьями различных авторов, которые подкрепляют теорию практикой на конкретных примерах. Опытные преподаватели советуют не затягивать с началом занятий, приступать к ним следует хотя бы за шесть месяцев до начала соревнований. А чтобы занятия принесли хорошие результаты, необходимо заниматься регулярно.

Майя АДЕНОВА

Читайте также: