Водитель и пешеход: кто главный? - «Кызылординские Вести»

Водитель и пешеход: кто главный?

13.01.2024

603 0

obshhaja

Пешеход всегда прав, пока жив. Это выражение вспомнилось после того, как прочла сводку областного департамента полиции за первую неделю нового года. За неделю по региону выявлено 2157 нарушений правил дорожного движения, произошло три аварии, в результате которых три человека погибли, 15 получили травмы. В прошлом году было зарегистрировано 641 нарушение ПДД, травмы получили 756 человек, погибли 128.

Эти цифры хорошо характеризуют уровень культуры участников дорожного движения, так сказать, по обе стороны лобового стекла автомобилей. Сейчас мы не будем говорить, что все водители – белые и пушистые, хотя бы потому, что, по данным все того же областного департамента полиции, в прошлом году на дорогах региона выявили 840 автолюбителей «под градусом».

В 2023 году полицейские зафиксировали 3068 случаев, когда водители не уступили дорогу пешеходу. Но, безусловно, таких фактов намного больше, просто они не все фиксируются.

Однако и пешеходы у нас тоже не отстают. Казалось бы, инстинкт самосохранения должен срабатывать при приближении к дороге. Но нет – у многих внутренний «сигнал опасности» либо спит, либо «конструкцией» не предусмотрен. Иначе чем еще объяснить привычку некоторых наших граждан перебегать дорогу перед машиной в неустановленном месте, хотя в нескольких метрах есть «зеб-ра», до которой можно спокойно дойти.

Еще одна «любимая» водителями категория пешеходов – так называемые «регулировщики». Это люди, с которыми на нерегулируемом пешеходном переходе приходится упражняться в вежливости. Автомобилист показывает пешеходу жестом, что тому нужно проходить, а человек в ответ машет: «проезжай». Проделав это упражнение несколько раз, водитель, не выдержав, трогает с места, и в этот момент пешеход тоже начинает движение. И хорошо если в таком случае пешеход отделается просто ушибами…

Глядя на некоторых граждан, создается ощущение, что они забыли: пешеход такой же участник дорожного движения, обязанный соблюдать правила. Далеко не каждый водитель обладает зрением орла и реакцией Супермена, чтобы заранее заметить человека на дороге при любой погоде, догадаться, куда он направится, или в случае надобности тормознуть перед выскочившим неожиданно человеком.

А о том, как ведут себя водители друг с другом, вообще не имеет смысла говорить. Машины носятся по дорогам, не соблюдая дистанции, «подрезают» друг друга. Автовладельцы торопятся настолько, что заставляют пешеходов двигаться по «зебре» короткими перебежками, посылая пронзительные взгляды сквозь лобовые стекла авто тем, кто, по их мнению, «ползет как черепаха». При этом водители еще сигналят пешеходу, мол, давай быстрее, и для устрашения пугают грозным «рыком» двигателя авто. Обидно, что у нас водители не уважают ни пешеходов, ни других автолюбителей. По дороге на работу не раз наблюдала, как практически на каждом перекрестке обязательно кто-нибудь из водителей авто «подрежет» машину или загородит тебе дорогу, либо не включает «поворотник» при обгоне или повороте. А вот если бы за это у нас наказывали, тогда бы и дисциплина была, и порядок на дорогах. К примеру, в Германии полицейским бороться с нарушителями помогают сами же водители. Если увидели, что кто-то нарушает правила дорожного движения, фиксируют это на видеорегистратор и передают материалы в полицию. Потом нарушителя обязательно найдут и накажут.

Если бы у нас так можно было, то уверена, нарушений на дорогах стало бы намного меньше. Научились же у нас водители пристегиваться ремнями безопасности и требовать делать это от своих пассажиров. Потому что сумма штрафа большая и расставаться с деньгами не хочется даже обеспеченным владельцам авто.

Опыт Великобритании, Германии и других развитых стран Запада показывает, что ужесточение мер наказания представляется весьма эффективным способом наведения порядка на дорогах. Но, как говорилось выше, пока мы научились только пристегиваться и еще тренировать зрение, чтобы вовремя заметить дорожного полицейского и сбавить скорость.

Безусловно, и водители, и пешеходы по-своему правы, предъявляя взаимные претензии друг к другу. Но справедливости ради стоит напомнить, что все водители, хоть и ненадолго, но обязательно когда-то становятся пешеходами. Равно, как и многие «ярые» пешеходы, получив водительское удостоверение и впервые садясь за руль автомобиля, начинают оценивать дорожную обстановку глазами шофера. И некоторые из этих людей, побывав, так сказать, в обеих шкурах, начинают понимать, что все эти взаимные претензии можно устранить только одним способом – строго соблюдать правила дорожного движения.

В заключение, хотелось бы напомнить, что в 2024 году размер месячного расчетного показателя (МРП) составил 3692 тенге – на 7% больше, чем в 2023-м. Это значит, что на столько же процентов выросли и суммы штрафов за нарушение ПДД. Так, за превышение скорости движения на 10-20 км/ч – штраф 5 МРП или 19810 тенге (ранее – 17250), на 20-40 км/ч – 10 МРП или 39620 тенге (ранее – 34250), свыше 40 км/ч – 20 МРП или 79240 тенге (ранее – 69000). За повторное превышение скорости движения в течение года штраф – 30 МРП или 118860 тенге (ранее – 103500).

Если водитель не уступил дорогу пешеходу или проехал на запрещающий сигнал светофора штраф – 10 МРП (39620) тенге.

За несоблюдение правил перевозки пассажиров и грузов, эксплуатации ремнями, а также за использование водителем мобильного телефона при управлении авто штраф – 5 МРП (19810 тенге).

Кстати, в последнее время в городе появилось немало мопедистов, которые также являются участниками дорожного движения. За езду на этом транспортном средстве по пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам, что можно часто увидеть в нашем городе, штраф составляет 15 МРП (59430 тенге).

Штраф за управление авто без прав – 19810 тенге. Если за рулем водитель, лишенный прав, ему грозит штраф в размере 50 МРП (198100 тенге) либо административный арест на 10 суток.

Учитывая, что пешеход такой же участник дорожного движения, как и водитель, то и для него существуют правила, о которых, к сожалению, часто забывают. А зря, поскольку за такую забывчивость придется платить штраф. К примеру, перебежал дорогу в неположенном месте – штраф 3 МРП (11886 тенге), за повторное нарушение уже 10 МРП. А если не будете подчиняться законным распоряжениям сотрудников полиции или препятствовать их работе, то заплатите штраф куда больше – 30 МРП (110700 тенге) или за это предусмотрен арест до 15 суток. За плевки в общественном месте, а также мусор, выброшенный в неустановленных местах, оштрафуют на 5 МРП (18460 тенге), при повторном нарушении на 10 МРП (36920 тенге).

Берегите себя и окружающих, не нарушайте правила!

Таша БЕРЕЖНАЯ

Читайте также: