Вершинное искусство нации - «Кызылординские Вести»

Вершинное искусство нации

22.04.2023

1028 0

whatsapp image 2023 04 21 at 13.38.41

В Кызылорде в областной филармонии состоялся вечер жыра, посвященный творчеству акына и жырау Алиакбара Жуматаева. Он – ученик Турмагамбета Изтлеуова – яркого и самобытного поэта, переводчика, видного представителя синкретичного искусства жырау.

Артист филармонии Адильхан Куанбаев исполнил дастан «Жүз сауал» А.Жуматаева. Художественное произведение в форме эпического сказания о житие пророков было создано автором в 30-х годах прошлого столетия на основе сюжета индийского фольклора.

Он родился в 1910 году, уроженец того самого знаменитого аула №10 (ныне аул имени Турмагамбета Изтлеуова) Кармакшинского района, откуда родом многие выдающиеся жырау, представители традиционного музыкально-поэтического жанра народного творчества. По некоторым данным, из этого аула вышло более ста замечательных мастеров песенно-импровизаторского искусства – настоящих самородков, прозванных в народе «шайырами». Они были не просто акынами, но и летописцами и идеологами степи, создателями сотен эпических сказаний, в которых давали оценку решающим событиям своей эпохи с позиции простых людей.

В семилетнем возрасте А.Жуматаев потерял родителей. Несмотря на тяжелую сиротскую долю, он сумел сохранить в себе тягу к искусству. В нем рано проявился незаурядный талант. Все же судьба оказалась к нему благосклонной, на его жизненном пути ему встретились талантливые люди с открытым и чистым сердцем. Как упоминалось выше, старшим другом, советчиком и наставником для молодого человека стал акын Турмагамбет.

Всего А.Жуматаевым создано около 220 произведений, в том числе 43 жыра. В основном, он писал дастаны и киссы. Именно они были его излюбленным фольклорным жанром. Кстати, исполнение жыра «Жүз сауал» длится около полутора часа. Как отметил А.Куанбаев, в его копилке около 60 жыров, исполнение которых требует не только особого дара рассказчика, певческого таланта и голоса. Необходимо еще и обладать великолепной памятью, чтобы исполнять их перед публикой в течение нескольких часов подряд.

А.Куанбаев тоже выходец из аула имени Турмагамбета. Своим наставником он считает известного в этих краях жырау Жаппара Тунгышбаева. Немаловажное обстоятельство: в этих краях не меньшей известностью пользовался жырау Борибай – отец Адильхана, от которого на генном уровне и передались ему талант музыканта и сказителя.

В целом, казахское песенное импровизаторское искусство отличалось широтой тематики, красотой и звучностью. Казахи отличались особой музыкальностью и поэтичностью. Не случайно путешественник и географ Григорий Потанин писал: «Мне чудится, что вся казахская степь поет». Песня сопровождала казаха на протяжении всей его жизни, звучала повсюду в бескрайней казахской степи: на шумных ярмарках и базарах, во время пиршеств и тоев, в задымленных лачугах бедняков и богатых юртах с роскошной отделкой. Жизнь кочевника была немыслима без песни, с ней открывали той, встречали рождение ребенка, и с ней провожали человека в последний путь.

В музыкально-поэтическом твор­­честве выразилась многовековая история народа, его надежды и чаяния, горе и радость, думы и мечты. Наиболее яркое отражение они нашли в творчестве свое­образных степных бардов: жырау и жырши, салов и сери.  

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: