У  журналистов  -  особый  статус  - «Кызылординские Вести»

У  журналистов  —  особый  статус 

13.08.2024

165 0

obshhaja

В Казахстане с 20 августа 2024 года вступает в силу Закон «О масс-медиа». Отметим, что его начали разрабатывать после поручения Президента, когда он заявил, что стране нужен новый Закон о СМИ, который бы соответствовал реалиям времени и способствовал развитию масс-медиа в Казахстане. Его жаркие обсуждения длились почти два года. Было много «за» и «против», но как бы то ни было, он уже есть и очень скоро станет обязательным к исполнению всеми, кто позиционирует себя с цифровым контентом.

Само название закона подразумевает, что он охватывает не только СМИ, но и все интернет-пространство. Это и сетевые издания, и интернет-ресурсы, то есть, по сути, все пользователи интернета, которые что-либо пишут в социальных сетях и оставляют под постами свои комментарии. И вот этого широкого понятия очень опасались эксперты из профессиональных журналистских сообществ, предполагая, что подобный ход конем на одну ступеньку поставит журналистов профессиональных и «писак-любителей».

Сегодня в социальных сетях собственные аккаунты есть даже у школьников. И по новому законодательству получалось, что и все они тоже журналисты. На этом этапе разработчики поняли, что допустили ошибку, и ввели поправку – необходимость официальной регистрации в органах юстиции для тех, кто хочет быть СМИ. То есть теперь масс-медиа, вставшее на учет, будет носить статус интернет-издания, а не вставшее – интернет-ресурса.

Не секрет, что сегодня многие печатные издания ушли в социальные сети, создав собственные ак-
каунты в Instagram, Facebook и других. И по новому законодательству каждый из них теперь тоже подлежит регистрации, даже если они полностью дублируют то, что выходит на страницах газеты.

Бытует мнение, что интернет-издание наказать можно, а интернет-ресурс – нельзя. Но это не так. В новом законодательстве прописана ответственность для всех масс-медиа, в случае каких-либо, назовем их «ляпов», наказание будет одинаковое как для журналиста, так и для блогера.

В этой связи хотелось бы отметить плюсы официальной регистрации.  У журналистов интернет-изданий,  помимо обязанностей, появились и права. В частности, есть право пройти в любое учреждение и любую организацию. У журналиста есть доступ ко всем документам, за исключением тех, которые относятся к государственной тайне или имеют статус «для служебного пользования». Журналист может использовать фото- и видеофиксацию всегда и везде, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Вспоминается случай, который произошел в Кызылорде в прошлом году, когда работники одного из предприятий отказались выходить на работу, потребовав увольнения руководителя и выплат задолженности по заработной плате. Тогда журналистов не пропустили к рабочим. Теперь же подобные действия в отношении журналиста будут незаконны и называются «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста». Это 158 статья Уголовного кодекса, согласно которой предусмотрен штраф до 100 МРП. В этом случае журналисту просто нужно фиксировать нарушения в отношении него на камеру и идти в суд.

Под «Воспрепятствование профессиональной законной деятельности журналиста» подпадают и просьбы оставить свои сотовые телефоны при входе.

Кроме того, теперь журналисту, в отличие от блогера, нельзя не дать ответ на его запрос. Если речь идет об официальной информации, то на ответ по ней чиновнику дается по новому законодательству два рабочих дня, не включая даты поступления вопросов. Правда, держащие ответ могут растянуть этот срок и на все 15 дней, ссылаясь на необходимость собрать дополнительные сведения. И с этим ничего не поделаешь. Это предусмотрено в Законе «О масс-медиа», и этим чиновники могут пользоваться.

К сожалению, очень часто пресс-службы некоторых госструктур на запросы журналистов присылают, так скажем, отписки ни о чем. Формально  им нечего предъявить. Ответ прислали, сроки не нарушили. Однако на самом деле, если журналист не получил полноценный ответ на свои вопросы, он может оспорить отписку в суде. Другое дело, что занять это может как минимум год. Но это если действовать в рамках Закона о СМИ или «О масс-медиа», который, как уже говорилось, вступит в силу с 20 августа. Но можно пойти и другим путем – через Административный процедурно-процессуальный кодекс, где есть целые две статьи, по которым журналист может напрямую обратиться в суд по привлечению чиновника к административной ответственности за получение неинформативного ответа на свой вопрос.

Отметим и введение в закон срока исковой давности по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Дело в том, что порой отечественные чиновники даже через десять лет после выхода в свет критической или скандальной публикации могли вспомнить о ней и, решив, что они обиделись, подать на журналиста в суд. И суд такие дела рассматривал, поскольку срока исковой давности по ним не было. В первоначальной концепции законопроекта этот срок составлял три года. Пожалуй, именно эта норма законопроекта побила все рекорды по спорам. Профессиональные журналисты, вошедшие в рабочую группу, стояли на своем – срок исковой давности должен не превышать одного года, как это практикуется в европейских странах. Каково же было их удивление, когда в последнем варианте законопроекта, выложенном на портале «Открытые НПА», норма о сроке исковой давности исчезла совсем. Снова начались дискуссии, споры. В итоге журналистское сообщество победило. Срок исковой давности в новом Законе «О масс-медиа» есть, и он составляет один год.

Ну что ж, закон принят и подписан, как он будет работать покажет время.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: