Сквозь толщу веков - «Кызылординские Вести»

Сквозь толщу веков

12.11.2022

528 0

2 3

До наших дней дошли многие национальные традиции, обряды и обычаи. В их числе – шашу (разбрасывание сладостей) – один из атрибутов праздничного тоя, связанного с важными событиями в семейной и общественной жизни.

Яркие краски торжества

Одно из самых ярких торжеств – той по случаю женитьбы. Молодой джигит приводит в дом невесту и родственники, осыпая молодожёнов сладостями, демонстрируют свою радость и причастность к празднику.

Когда невестка осваивалась в новой обстановке, её вместе с мужем и другими членами семьи звали домой родственники супруга на «Үй көрсету» (показ дома) или «Отқа шақыру» (приглашение на огонёк, на угощение). В спокойной обстановке родственники мужа оценивали воспитанность и манеры нового члена семьи. Невеста должна войти в дом с поклоном, оставить у порога принесённый ею подарок (о нём она заранее советовалась со свекровью). Обычно подарки были в виде ковра, отреза ткани. Но это могли были быть и собственноручно вышитые девушкой полотенце, скатерть, покрывало и прочее. Эта традиция жива и поныне.

Сегодня шашу состоит из разных лакомств, но раньше в него добавляли и монеты. Гости – взрослые и дети – бросаются подбирать сладости и в этом присутствует огромный глубинный смысл. Каждый хочет, чтобы такая же радость случилась и в его доме, потому доставшиеся от шашу сладости, люди несут своим детям и внукам. Казахи верят, что это хорошая примета и что через шашу передаётся положительная энергетика радостного события. «Шашудан ауыз тисін, оларда осындай қуанышқа жетсін» (Пусть попробуют сладости шашу, пусть у них тоже будет подобная радость), – говорили казахи.

– Родился и вырос в маленьком селе, – рассказывает житель села Шаган Сырдарьинского района Артём Комохин. – Мы – русские, чтим и уважаем свои традиции, отмечаем Пасху, Рождество и другие славянские праздники. Но так как все мои друзья, знакомые, одноклассники казахи, то мне по душе традиции и обычаи этого народа. Например, рождение ребенка. Взрослые наравне с детьми подбирают шашу. Подобные традиции формировались на протяжении столетий, в них отразилась мифология и менталитет казахского народа. Мне кажется, что казахи отличаются любовью к детям, терпеливостью, щедростью и душевной теплотой. Поэтому казахские праздники, связанные с новорожденными, всегда пышные и яркие.

Хорошо забытое старое

В потоке дней и суматохе дел мы часто забываем об элементарных вещах. Многие из нас знают о национальных традициях своего народа, однако некоторые из них не соблюдаются по разным причинам – из-за нехватки времени или отсутствия надобности.

Один из забытых национальных обычаев казахского народа – «Құрсақ той» или «Құрсақ шашу» (дословно «праздник зачатия»). Обряд имеет глубокие корни, уходящие в историю. К примеру, в труде академика Акселеу Сейдимбека, посвященного эпосу «Алпамыс батыр», есть строки, где подробно описывается момент поздравления беременной женщины, осыпание ее (шашу), и с тех пор «на необъятной земле Жиделибай сложилась традиция «Құрсақ шашу».

Узнавшие о положении невестки в доме снохи просили «сүйінші» (подарок за радостную весть) у ее свекрови. Услышав радостную весть, счастливая свекровь приглашала сватью, близких родственников, соседей и накрывала богатый дастархан, во время которого будущую мать осыпали шашу (конфетами, монетами, сладостями). Обряд выполняли женщины почтенного возраста.

Доктор исторических наук Шайзада Тохтабаева рассказала об обычаях, связанных с рождением ребенка:

– Предусмотрен целый комплекс ритуальных действий и этикетных правил, которых придерживаются в тех случаях, когда женщина беременна или протекают роды. Первое известие о беременности женщины отмечалось небольшим пиршеством, «Құрсақ шашу» проходило в узком семейном кругу, иногда с приглашением близких родственников и женщин-соседок. При этом будущую маму осыпали сладостями, куртом и монетами, символизирующими изобилие, плодородие и благоденствие.

Следует отметить, что такой обычай проводится с благим намерением уделить внимание беременной невестке, подбодрить ее, поделиться своим опытом, дать советы, наставления. Специально приглашённые и уважаемые бабушки давали снохе своё бата (благословение), желая всего наилучшего, главное – благополучно родить. На празднование приглашались только женщины.

В связи с тем, что у виновницы торжества начинается привередливость в еде (у казахов это состояние называют «ит жерік», по-современному – токсикоз), приглашенные гости приносят разнообразные блюда. Считалось, что если не найти еду, о которой грезит беременная, то ее состояние будет ухудшаться, а у ребенка в будущем будут проблемы со здоровьем, он может родиться неполноценным. Раньше, таким образом, по еде определялось будущее малыша. К тому же, есть казахская пословица «Жерік асын жеген жетілер, жерік асын жемеген кетілер», которая означает, что будущая роженица обязательно должна отведать еду, принесенную гостями.

Для беременной женщины готовили мясной бульон, избегая верблюжьего мяса, так как бытует мнение, что если дама употребит такую пищу, то родит позже срока – так как самка верблюда вынашивает детеныша около 12-13 месяцев. Также давали специальный молочный продукт «қызыл ірімшік» – это сладкий топленый творог, который в процессе варки приобретает красновато-коричневый цвет. Существует и такая народная примета: «если беременная будет есть обычный творог, то кости ребенка будут слабыми, а если скушает красный творог, то малыш будет крепким».

В силу сложившихся обстоятельств многие значимые для народа традиции были забыты и отложены в долгий ящик. Но как говорил английский поэт Джефри Чосер, «нет того нового обычая, который не был бы старым». Отсюда вывод: семья крепка тем, что ее объединяют общие интересы, традиции.  

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: