Символ мужества и отваги - «Кызылординские Вести»

Символ мужества и отваги

19.08.2021

1958 0

3 6 e1629341175669

Одна из достопримечательностей нашего города – памятник Кобыланды батыру, установленный в начале улицы Коркыта ата возле офиса АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» напротив мечети Айтбая. Надо отметить, за годы независимости в Кызылорде появилось несколько скульптур, изображающих фигуру всадника на коне. Кроме конной статуи Кобыланды батыра, есть еще три – Жанкожи батыра перед зданием железнодорожного вокзала, Бухарбая батыра в микрорайоне «Шұғыла» и Жалантоса бахадура напротив центральной мечети «Ақмешіт-Қызылорда».

Легендарный Кобыланды, вызывавший трепет и страх у врагов, изображен на своем знаменитом скакуне Тайбурыле с копьем в руке. Скульптура, как нельзя более точно отражает образ народного батыра, и передает воинственный дух и несгибаемую волю отважного сына казахской степи. Высота статуи вместе с конем – 12 метров, вес – 14 тонн. Скульптура, выполненная художником Муратбаем Умбетовым, была установлена в 2009 году и стала подарком жителям города к 190-летию Кызылорды.    

Существовало мнение, что Кобыланды батыр – всего лишь литературный персонаж, плод народного творчества. То, что Кобыланды – реально существовавшая личность, учеными-археологами было доказано еще в советское время. В ходе двухлетних археологических раскопок в Кобдинском районе Актюбинской области учеными из института археологии имени Алькея Маргулана были найдены останки батыра, а облик батыра удалось воссоздать в антропологической лаборатории имени Герасимова в Москве. Это изображение и было использовано при ваянии скульптуры.

Воспетый в жырах и легендах

Известно, что наш народ не обладал развитой письменной культурой. История предков – героические сражения и битвы, славные деяния муд-рых правителей, подвиги батыров дошли до нас в произведениях устного народного творчества – в жырах, терме, дастанах, которые передавались от поколения к поколению.

До наших дней дошло 29 вариантов жыра о Кобыланды батыре. По мнению фольклористов, все они имеют одну сюжетную канву. Не ведающим страха воином, наделенным ко всему прочему огромной физической силой, предстает Кобыланды в эпосе «Едиге», который одни исследователи относят к ногайскому, другие – к каракалпакскому фольклору, что не удивительно – оба эти народа имеют общие корни. Различные варианты эпоса о Кобыланды записаны со слов акынов и жырау Биржана, Марабая, Мергенше, Мурына, Кабыла, Досжана и других.

Интерес к жизни и подвигам Кобыланды батыра проявляли Шокан Уалиханов, Алихан Бокейханов, Сакен Сейфуллин, Алькей Маргулан, Мухтар Ауэзов и другие писатели и ученые. Каждый из этих выдающихся умов вносил свою лепту в раскрытие образа народного героя, всю свою жизнь посвятившего защите родной земли от иноземных захватчиков.

Согласно жырам, Кобыланды происходил из знатного рода, его отец был известным и уважаемым баем из рода каракыпшак. Его отличали такие качества как щедрость и широта души, он был из тех степных владык, всегда готовым поделиться тем, что имел с близкими и дальними сородичами. Летом он кочевал вблизи прозрачного озера Казыколди, которое издавна облюбовали себе белоснежные лебеди, а зиму проводил на южных склонах гор Караспан, где травы густы в любое время года.

Но была у него одна печаль – у перевалившего семидесятилетний рубеж аксакала не было детей. Дни и ночи он проводил в молитвах, и, наконец, судьба сжалилась над ним и его жена в пятьдесят лет родила двойню. Это были мальчик и девочка, которых назвали Кобыланды и Карлыгаш. Дети были очень дружны между собой, и на радость стареющим родителям девочка выросла красавицей, а мальчик с раннего возраста был необыкновенно силен и ловок. Его любимым занятием была охота, с которой он никогда не возвращался с пустыми руками. Надо отметить, в эпосе часто можно встретить, как у стареющих родителей появляется ребенок, чаще всего сын, наследник, который растет не по дням, а по часам. Пример тому – сказка о Ер-Тостике.

Очень быстро он превратился в красивого и статного юношу. А невесту он мечтал найти непременно из ханского рода. Прослышав о невиданной красоте дочери хана Коктемаймака Кортке сулу из страны кызылбасов (Персия), он отправляется в путь. По легенде, избранником красавицы мог стать тот, кто сумеет подбить стрелой золотую монету, подвешенную на высоком шесте. Немало было желающих стать мужем красавицы, но победил в этом состязании Кобыланды и увез Кортку в казахские степи.

Надо сказать, что и Кортка заметила храброго и ловкого юношу. Это обстоятельство является доказательством того, что Кортка не была только призом победителю – Кобыланды стал ее избранником еще и по зову сердца. Специально для мужа Кортка вырастила коня Тайбурыла, ставшего его верным спутником в боевых походах, благодаря которому он выходил победителем в любом бою.

Верный витязь хана Абулхаира

Интересный факт, но многие историки поводом, послужившим расколу могущественного ханства Абулхаира, считают поступок Кобыланды, убившего советника хана Акжол бия. Один из самых жестоких и властных чингизидов, хан Абулхаир владел огромной территорией от степей восточного дешт-и-кипчака вплоть до Иртыша и северо-западного Прибалхашья. В 1447 году он покорил южный Казахстан, присоединив к своим владениям присырдарьинские города Созак, Озгент, Аккорган. А свою столицу из Туры (современный город Тюмень Российской Федерации) он перенес в Сыганак. В 1451 году Абулхаир занял Самарканд и заключил династический союз с сыном Тамерлана Улугбеком, женившись на его дочери Рабие Султан Бегим. Таким образом, он укрепил свои позиции, связав себя родственными узами с правящей династией потомков Эмира Темира. При всей его кровожадности и жестокости, Абулхаиру нельзя было отказать в мудрости и дальновидности. Придя к власти в 16 лет, благодаря этим качествам он сумел удержаться на ханском троне в течение четырех десятилетий. Не случайно его эпоху в одной из рукописей «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» называли «золотым веком» и сравнивали с правлением золотоордынского хана Аз-Жанибека. За исключением последних лет правления, он был удачлив в военных походах и не терпел поражений. Опорой его были верный советник Акжол би, сын знаменитого Котана жырау и Кобыланды, его верный военачальник, огнем и мечом добывавший ему победу.

По существу эти двое – Акжол би и Кобыланды – были правой и левой рукой хана и помогали ему управлять огромной страной. Немало было и врагов у Абулхаира, которые с целью ослабить его, пытались стравить между собой его сподвижников. Простоват, далек от дворцовых интриг и коварства был Кобыланды. Горячий и нетерпеливый, привыкший все решать силой оружия, он убил Акжол бия, находившегося со своей свитой в степи. Из уст в уста передается на протяжении веков плач Котана жырау по своему сыну, где он горестно оплакивает сына со словами: «Зачем ты, мой жеребенок, вступил в бой с этим Кобыланды?».

Соплеменники Акжола аргыны во главе с султанами Кереем и Жанибеком потребовали у Абулхаира выдать им Кобыланды, чтобы вершить над убийцей суд. Но хан отказал им – слишком сильным был род кипчаков и составлял опору Абулхаира в его завоевательных походах, а кроме того, не захотел он терять и крепкую руку Кобыланды, который добыл ему не одну победу.

Оскорбленные султаны Керей и Жанибек под покровом ночи откочевывают от Абулхаира и находят прибежище у правителя Моголистана Есен-буги. Так начинается история Казахского ханства, положившего начало появлению мощного родоплеменного объединения, казахской государственности. Позже Кобыланды горько раскаялся в содеянном и воссоединился вместе со своим родом с родственными ему казахскими племенами.

Героика славных дел

В жырах воспеваются подвиги Кобыланды, который один мог противостоять 12 противникам. Хан кызылбасов (персов) Казан не давал покоя большим и малым соседям, принося им неисчислимые страдания. У него было огромное войско, которым он сокрушал врагов, захватывал рабов и скот, привозил со всех четырех сторон света награбленное добро. Редко кто оказывал достойное сопротивление хану Казану и со временем он настолько поверил в свои силы, что захотел завоевать весь мир. Однажды, выждав удобное время, посадил он свое многочисленное войско на коней и двинул его на земли ногайлинцев и казахов. Во главе войска Абулхаира стоял Кобыланды батыр. В ожесточенном поединке лицом к лицу он победил хана Казана и избавил народ от его набегов. Но этим воспользовался другой кровожадный хан Кобекты, который сумел пленить отдыхавшего после боя батыра и заключил его в темницу.

Дочь хана Кобекты Карлыга, рожденная от пленной казашки, влюбилась в Кобыланды и помогла ему бежать из плена. «На кольчуге моего отца не хватает четырех колечек и если попасть стрелой в это маленькое отверстие, то Кобекты будет повержен», – раскрыла она батыру секрет, благодаря которому можно победить отца.

Кобыланды внял совету девушки и убил хана, попав в его уязвимое место. Однако он не простил Карлыге предательство отца. Он решил, что нельзя доверять той, что способна предать самого близкого человека. Кобыланды вернулся к Кортке, а Карлыга стала его боевым товарищем. Много битв они провели вместе, много победили врагов, и наконец, удалось Карлыге завоевать доверие Кобыланды, который взял ее второй женой.

Всю жизнь Кобыланды провел в битве с ойратами и калмыками. Люди слагали легенды о храбрости и силе казахского батыра. Он никогда не расставался со своим мечом, защищая родину.

В 1457 году в присырдарьинские степи пришел еще один грозный враг. Отряд калмыков под предводительством тайши Оз-Темира напал на ханство Абулхаира. Бой состоялся под Сыганаком, но в этот раз удача отвернулась от Абулхаира. Он потерпел сокрушительное поражение и был вынужден заключить с врагом унизительный мир, залогом которого стал его малолетний внук, которого он отправил в качестве аманата в стан врага. В этой войне погибли его любимый сын Ахмет и племянник Бахыт-Бахтияр. Это поражение стало ключевым моментом ослабления власти Абулхаира.

В жырах рассказывается об участии Кобыланды в политической жизни Ногайской орды, о его походах на Казань, о битве с потомком Едиге Альшагиром. Много врагов полегло от его меча, а сам он стал народным любимцем, покрывшим себя славой. А погиб он, как подобает батыру, в седле и с оружием в руках, которое он никогда не вкладывал в ножны. Его убийцей стал Орак батыр, сын Альшагира. Похоронен легендарный батыр на территории Кобдинского района Актюбинской области. Ныне над его могилой благодарные потомки возвели мавзолей, куда приходят тысячи людей, чтобы поклониться праху великого защитника родной земли, своего народа.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: