Пятое октября считается днём уголовного розыска уже 105 лет. В Казахстане с обретением независимости этот праздник с 1992 года стал отмечаться 15 апреля. Но историю той, еще советской милиции, нельзя забыть. И в Кызылорде до сих пор есть свои Жигловы и Шараповы, легенды уголовного розыска. О них помнят ветераны полиции, вспоминают горожане и даже пишут книги. Один из них — майор полиции в отставке Мурат Досмагамбетов. Известный в Казахстане полковник Молдаш Богенбай даже написал о нем книгу и назвал её «Опер от Бога».
Глядя на М.Досмагамбетова, не подумаешь, что простой с виду мужчина в свое время был грозой преступного мира. Скромный, худого телосложения, немногословный. В свое время он был отличным каратистом, прекрасно стрелял в 10-ку, находил, обезвреживал, задерживал и приво-зил преступников из всего СССР. Ездил за ними в Россию, Кыргызстан, Узбекистан и другие республики бывшего Советского Союза. Наши оперативники без мобильных телефонов, дорогих машин и Интернета находили опасных преступников, распутывали сложные по тем временам преступления.
Родом он из аула Инкардарья Сырдарьинского района. Здесь учился в местной школе в 1967-1977 годах. Потом служил в рядах Советской Армии, в пограничных войсках КГБ СССР. После службы вернулся в родные края, стал работать постовым милиционером в Кзыл-Орде. Здесь же решил поступать в Алма-Атинскую средне-специальную школу МВД СССР. За успехи в учебе он получил красный диплом. Круглого отличника забрали в уголовный розыск. Так началась его сыскная деятельность.
— Я пришел на работу в 1986 году, — рассказывает М.Досмагамбетов. — В то время совершались в основном кражи и хулиганства. Народ воровал голубей, домашний скот, летом – велосипеды, зимой – норковые шапки, редко когда была поножовщина или стрельба. На задержание мы ездили на городских автобусах, поскольку у нас не было автомобилей. На весь наш отдел выдан был единственный желтый «Москвич-412», но он вечно барахлил. Часто мы выезжали за преступниками на такси, могли вести их в отдел в городских автобусах, предварительно надев наручники. Случалось, шел с задержанным через весь город пешком и по дороге слушал его плач о трудной доле и просьбы понять и отпустить. Но слушать его было нужно, ведь в нашей профессии главным было умение разговорить людей и получить благодаря этому нужную информацию. Так и раскрывали преступления. Ведь даже в то время случались ЧП. Даже заложников у нас захватывали.
Майор рассказывает, что один из подобных случаев произошел в начале 2000-х годов. В районе ЗАГСа мужчина захватил в заложники женщину, и держал ее под прицелом охотничьего ружья. Он не был пьяным, но, по его словам, из-за того, что почти год не получал зарплату, хотел так обратить на себя внимание. Бывший в то время заместителем начальника ГОВД полковник Нурмагамбет Базаров сумел договориться с нападавшим, и тот отпустил женщину. Базаров стал его заложником. Досмагамбетову было поручено проникнуть в квартиру через балкон и разоружить преступника.
— Чтобы попасть в квартиру, которая находилась на 4-м этаже, вначале залез на крышу, оттуда на 5-й этаж и уже на 4-й, — вспоминает оперативник. — Вижу, на стуле сидит мужчина, держит на горле полковника дуло ружья. Все же смог обезвредить его сильным ударом в голову. Ружье выстрелило, но не в полковника, а немного задело мою руку.
Был в его работе и период, когда он служил в уголовном розыске Алма-Аты. В первый же день ему дали задание – найти подозреваемого в убийстве. По поступившей ему оперативной информации, тот скрывался в Турксибском районе. Досмагамбетов по старой кызылординской привычке отправился за преступником на автобусе и сумел его задержать дома. Надел на него наручники и повез в троллейбусе в отделение. Все оперативники были в шоке – сказали, что у них и машины есть, и 30 спецназовцев только и ждут приказа выехать на задержание, поэтому не надо так рисковать.
Был и такой случай. Кто-то убил пожилого человека, следы убийцы обнаружили где-то под Ташкентом. М.Досмагамбетов срочно вылетел в Узбекистан и нашел подозреваемого.
— Он спокойно сидел дома, пил чай, — вспоминает Мурат ага. — Мы зашли без всяких препятствий в его дом, поскольку никто не ожидал, что так быстро из Казахстана приедут за ним оперативники. Хотели забрать спокойно, он ни в какую. Тогда мы стали объяснять, что если он получит срок в Казахстане, то отсидит до 10 лет, а если мы передадим его узбекскому правосудию, то его приговорят к пожизненному. Этот факт подтвердили и находящиеся с нами узбекские оперативники и адвокат, которого тут же пригласила семья задержанного. В то время в Узбекистане были жесткие законы для преступников. Убийца сдался, мы его доставили в Алма-Ату.
Еще об одном ЧП рассказывает ветеран уголовного розыска. Это было в 1996 году, он тогда служил в Алма-Ате в государственном следственном комитете. На «Зеленом рынке» ограбили супругу одного из известных сенаторов РК, отобрали у нее 7 тысяч долларов США. На «уши» подняли всю полицию Казахстана, информация дошла до Президента РК. Мурат Досмагамбетов сразу же по этому преступлению получил оперативную информацию, в которой с ним «поделились» – кто ограбил и где может скрываться. В то время его начальником в отделе тоже был кызылординец – полковник Илларион Шегай.
– Он вызвал меня, и я доложил, что знаю, кто ограбил, – вспоминает Мурат ага. – Им оказался мастер спорта по боксу, уроженец Жамбылской области. Шегай дал мне три дня на то, чтобы найти и привезти в отделение преступника. Мне дали помощников, автомобиль, деньги на расходы. Мы отправились за ним в его родное село, но там его уже не было – уехал в Бишкек. Мы отправились за ним. Связались с кыргызскими коллегами, те оказали помощь и поддержку, отправили нам 10 спецназовцев. Нашли квартиру, где мог скрываться грабитель и ждали его с полудня до глубокой ночи. Дверь в эту квартиру вместе с косяком динамитом взорвали кыргызские коллеги, мы забежали внутрь и уложили всех, находившихся там и не успевших опомниться. С нашим боксером взяли еще двоих, числившихся в розыске в Бишкеке. Но с ними уже разбирались кыргызские оперативники.
В этот же день М.Досмагамбетов выехал с задержанным в Алма-Ату и доставил его как раз через три дня. Из семи тысяч долларов боксер успел потратить 400.
Позднее М.Досмагамбетов перевелся на службу в Кзыл-Орду. Здесь он в уголовном розыске проработал до 1999 года, потом вышел в отставку. За все время работы у него было немало ранений, опасных ситуаций. Иногда к нему подходили те, кого он задерживал, и спрашивали, мол, как дела? Иные даже благодарили за то, что вовремя их поймал майор, иначе бы не завязали они с преступлениями всю свою жизнь. Некоторых он даже не узнавал, иных хорошо помнил. Но чаще всего к нему подходят те, кто помнит, как майор Досмагамбетов быстро нашел того, кто в прошлом причинил им вред.
Как он отмечает, в то время он работал с настоящими профессионалами своего дела, такими как Нурбек Нурпеисов, Бахыт Анасбаев, Турар Тогизбаев, Болат Бисембаев, Серикбол Тунгишбаев, Кайрат Байкадамов, Жунус Омаров, Бахыт Байменов, Серик Утепбергенов, Сарсенбай Байгазинов, Куаныш Муханов, Юрий Тё и другие. В то время у них была слаженная команда, они были друг за друга горой, душой болели за дело. У них было большое желание служить Родине, что они и делали. Поэтому являются живым примером для нынешнего поколения полицейских.
Мира Жакибаева
Фото из семейного архива М. Досмагамбетова