Где автодороги, там и тревоги - «Кызылординские Вести»

Где автодороги, там и тревоги

20.08.2022

695 0

main

О коррупционных рисках в сфере строительства автодорог на брифинге в антикоррупционном центре рассказали первый заместитель руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по области Бахытжан Ниязов и руководитель областного филиала РОО «Әділдік жолы» Ляззат Бактыбаева.

В частности, отмечено, что Глава государства Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечал низкое качество автомобильных дорог на республиканском и местном уровнях. На расширенном заседании Правительства в июле Президент вновь раскритиковал состояние дорог. В этой сфере возникают обоснованные жалобы граждан.

Только за последние три года в соответствии с республиканским бюджетом на развитие автодорог и их ремонт выделено порядка 54 465 830 тысяч тенге (в 2020 году – 19 040 261 тыс., в 2021 году –  17 415 914 тыс., в 2022 году – 18 009 655 тыс.). Вместе с тем, при всех мерах государственной поддержки в данном направлении реализация не всегда достигает поставленных целей. В результате неэффективного использования бюджетных средств и отсутствия должного контроля дорожная инфраструктура остается проблемной.

Для выявления и устранения коррупционных рисков в этой отрасли в 2021 году Агентством проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности Комитета автомобильных дорог. Их несколько. Например, деятельность технадзора недостаточно отрегулирована ограничениями и запретами в правовом поле, отсутствие ответственности технадзора по выявленным в течение гарантийного срока нарушениям (возлагается только на подрядчика), не предусмотрен запрет на аффилированность участников строительного процесса, нет требований по наличию лабораторий для проведения испытаний качества стройматериалов.

При среднем ремонте не предусмотрен авторский надзор, отсутствует контроль ГАСК, наличие технадзора имеет необязательный характер. Риски есть также при освоении средств правительственных займов, внедрении новых материалов и технологий строительства автодорог. Так, выяснилось, что 36 нормативно-технических документов приняты во времена Советского Союза, 46 иных документов – в 1998-2005 годах. Устаревшая документация не привязана к появившимся за это время новым технологиям, в результате сметная стоимость завышается и не отражает реальных затрат строительства.

В целом, данный злободневный вопрос, волнующий граждан, заложен в Карте коррупционных рисков. В ней также отражен перечень иных социальных вопросов, которые не находят решения из-за непрозрачности процессов, наличия административных барьеров, нерасторопности или произвола чиновников, несовершенства законодательства. Такая почва – причина многих коррупционных схем и возможностей для незаконного решения вопросов.

Сегодня силы антикоррупционной службы ориентированы на устранение имеющихся проблем в регионе, с учетом актуальных задач Карты. В центральном аппарате действуют аналитические подразделения, которые оценивают эффективность принимаемых мер.

Вторая оценка – это общественный контроль. В сотрудничестве с неправительственным сектором будет проводиться системная работа по очищению Карты коррупционных рисков. Учитывая актуальность проблем автодорог, Агентство совместно с республиканским ОО «Әділдік жолы» во всех регионах начали проводить общественный мониторинг в рамках республиканской акции «Әділдікті талап ет!». Основная цель – устранение системных нарушений в сфере строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Отмечено, что успех акции зависит от вовлеченности всего общества, поскольку на основании поступающей информации будут приниматься организационные меры. Всего же с начала акции жители области направили 12 фактов нарушений в этой сфере.

Динара ЕЛИБАЕВА

Читайте также: