Династия Ходжиковых: творчество, наполненное духовностью — «Кызылординские Вести»

Династия Ходжиковых: творчество, наполненное духовностью

11.11.2021

508 0

Семья Ходжиковых внесла неоценимую лепту в духовное развитие казахского народа. Они обогатили отечественную культуру талантливыми произведениями в области живописи и графики, скульптуры и декоративного искусства, театра и кино. Творчество династии Ходжиковых, выходцев из низовий Сыра, вошло в национальную сокровищницу Казахстана.

Видным просветителем-педагогом, ученым-краеведом и большим знатоком истории, культуры и языков народов Средней Азии был глава семьи – Коныркожа Ходжиков. Он родился в 1880 году в городе Ак-Мечеть в семье лекаря-ветеринара. Семья была малоимущей, два верблюда и корова с теленком – вот и все состояние отца. Но, несмотря на это, глава семейства Кожик-кожа дал своему сыну прекрасное образование, что по тем временам было большой редкостью. Коныркожа с золотой медалью окончил четырехлетнюю русско-туземную школу. После окончания Ташкентской Императорской учительской семинарии в 1900 году получил диплом народного учителя.

В 1905 году Коныркожа прибыл в аул своего будущего тестя Мунайтпаса Лапина, чтобы открыть там школу. Вскоре в ауле №5 (ныне Когалыколь) Перовского уезда открылась четырехлетняя школа европейского образца, что вызвало недовольство и враждебность мулл, ведавших традиционными школами мусульманского типа. Молодому педагогу своих будущих учеников пришлось собирать по аулу, особенно девочек. Судьба сложилась таким образом, что среди учениц оказалась и его будущая супруга, дочь волостного Мунайтпаса – Латифа.

…Латифа и Коныркожа полюбили друг друга, но не все складывалось удачно. Девушка задолго до приезда своего любимого была сосватана за очень богатого и знатного человека, за нее уже был выплачен большой калым. Родовитая невеста была уготована и Коныркоже. Влюбленная пара понимала, что им не разрешат быть вместе, и решила бежать. Три дня шла погоня за ними. Произошли столкновения и кровопролитие между аулами оскорбленного жениха и отца Латифы. Когда родственники несостоявшегося жениха пришли к отцу Коныркожи, чтобы угнать скот, то были вынуждены забрать лишь одну-единственную корову. Тогда будущая свекровь Латифы крикнула им вслед: «Можете забрать эту беспрестанно поносящую скотину, зато моя невестка принесет мне настоящее богатство – много внуков!». Слова пожилой женщины станут пророческими. Латифа родит пять сыновей, один из которых умрет в младенчестве, остальные станут видными деятелями культуры и станут достоянием не только семьи Ходжиковых, но и всего Казахстана.

Молодая семейная пара перебралась в Перовск. Коныркожа стал преподавать в вечерней школе железнодорожников. В марте 1905 года его арестовали вместе с рабочими железнодорожной станции, вышедшими на забастовку против царя. После освобождения Коныркожа перебрался с семьей в Туркестан, где в 1914 году у него родился сын Кулахмет. В 1914-1915 годах из-за восстания казахов он был выслан в город Скобелев (ныне Фергана, Узбекистан).

Коныркожа Ходжиков обладал энциклопедическими знаниями по истории края и Средней Азии. Наряду с русским языком прекрасно владел фарси, арабским и другими языками. Еще в 1912 году, будучи заведующим Карнакским русско-туземным училищем, он издал букварь для начальных школ на арабской графике. В том же году в Оренбурге к 300-летию династии русских царей он выпустил на чагатайском языке «Историю поэму царствования дома Романовых».

В 1917 году Коныркожа вместе с лидерами казахской интеллигенции Мустафой Шокаем, Мухамеджаном Тынышпаевым возглавил национальное временное правительство Кокандской автономии. Но оно продержалось недолго.

К.Ходжиков в 1922 году в Ташкенте продолжил свою преподавательскую деятельность в Киргизском институте народного образования. Он активно участвовал в мероприятиях по разделу земель, водопользования и организации крестьянских хозяйств, вошел в состав ТуркЦИКа, был членом его президиума и ряда комиссий. Коныркоже приходилось много разъезжать по Казахстану. Он прекрасно разбирался в вопросах жизни кочевого и оседлого казахского народа, землевладения и водопользования, и поэтому опытному знатоку доверяли самые сложные вопросы. В период размежевания республик Средней Азии и Казахстана Ходжиков наряду с Рыскуловым, Ходжановым, Асфендияровым и Тынышпаевым как эксперт-краевед был включен в состав комиссии по определению границ Казахской республики. Именно Коныркожа предложил на съезде ТуркЦИКа восстановить историческое название нации, отметив: «… Не пора ли казахам называться казахами, а не киргизами?». Он внес много дельных предложений по преобразованию общественной и культурной жизни Казахстана: принял участие в открытии в Алма-Ате первого казахского Института национальной культуры, по его инициативе открылись краеведческий музей, художественная галерея и художественное училище.

Коныркожа занимался научной работой в Казфилиале АН СССР. Он проделал огромную работу по учету и взятию под государственную охрану памятников старины. Последней работой Ходжикова было обнаружение раритетов и пополнение фонда редких книг Национальной библиотеки, где он работал под арестом.

Семья Ходжиковых была очень гостеприимной. В их доме всегда собирался народ. Вот что пишет в своих воспоминаниях дочь второго сына Ходжиковых Кулахмета Сауле: «По свидетельству родных, мой дед был очень добрым и мягким человеком и совсем не приспособленным к хозяйству… В противоположность ему бабушка Латифа обладала твердым и мужественным характером. На ее плечах было все домашнее хозяйство. Чтобы прокормить многочисленную семью (детей, родственников, знакомых, которые постоянно находились у Ходжиковых), она подрабатывала шитьем тюбетеек, малахаев, чапанов, которые затем продавала на базаре. Уже тогда у бабушки стали проявляться навыки мастерицы прикладного искусства».

Шитье костюмов со временем станет любимой профессией Латифы. С первых дней зарождения театров она стала создавать театральные костюмы для артистов. Позже Латифа Ходжикова стала членом Союза художников Казахстана – первой казахской женщиной-художником. Она оформляла декорации к спектаклям, ей помогали ее юные сыновья Кожахмет и Кулахмет. Для артистов оперного театра народная художница шила костюмы вплоть до прихода в него профессиональных художников – Ненашева, Калмыкова, Черномского. Ее работы всегда отличались своеобразным национальным колоритом.

Счастливая семейная жизнь Ходжиковых оборвалась в 1937 году. Пошли массовые аресты. Одна за другой пустели квартиры, исчезали люди. Кроме мужчин в тюрьмы отправлялись беременные женщины, дети. Оказались «врагами народа» почти все родные, друзья и знакомые Ходжиковых. Много было среди них представителей казахской интеллигенции, таких как Рыскулов, Тынышпаев, Дулатов, Жумабаев, Турякулов, Досмухамедов, Сарымолдаев и другие.

 Коныркожу Ходжикова арестовали в Алма-Ате в 1938 году и вскоре расстреляли. Он умер в возрасте 58 лет. К моменту ареста мужа Латифа приняла очень рискованное и мужественное решение. Чтобы спасти своих детей, живших в их доме детей братьев и сестер, пришедшим за Коныркожой людям в форме она сказала, что давно не живет с мужем. Для Латифы это был самый болезненный момент в жизни. Если бы ей не поверили, наказание было бы ужасным. Правильно ли понял ложь жены любимый муж? До конца своих дней женщина жила с этой болью в сердце. «Думается, дедушка правильно понял отчаянный шаг бабушки и одобрил его. Он хорошо знал ее характер, живой и находчивый, был уверен, что на этот поступок жена пошла ради спасения сыновей, детей, родственников. Знал, что она найдет средства и возможность к существованию, правильно воспитает детей», – отметила внучка в своих воспоминаниях.

Латифа Мунайтпасовна Ходжикова состоялась как личность, как мастер декоративно-прикладного искусства. Удары судьбы не сломили ее. Она находила в себе силы и время для воспитания детей, помощи людям и для творчества. Многие ее работы хранятся в различных музеях мира.

Умерла Латифа Ходжикова в 1960 году. Талант и любовь к творчеству она передала четверым сыновьям. Все они стали известными и уважаемыми людьми. Старший сын Кожахмет – первый казахский художник, создатель в изобразительном искусстве новых направлений – карикатуры и плаката. Работал в книжной графике, был художникомоформителем первых спектаклей казахского театра, участником самых первых выставок изобразительного искусства Казахстана. В 1938 году он был арестован вслед за своим отцом и вышел из заключения безнадежно больным. Прожил он, к сожалению, недолго, не дожив до 44 лет, так и не успев полностью реализовать свой талант.

Второй сын Кулахмет – участник Великой Отечественной войны, первый казахский художник театра и кино, заслуженный деятель искусств КазССР. В тридцатые годы он оформлял спектакли Казахского театра драмы, оперу «Абай» в оперном театре. В 1972 году основал и был первым директором музея прикладного искусства в Алма-Ате, художником-постановщиком десятков кинофильмов, вошедших в сокровищницу национального кинематографа: «Меня зовут Кожа», «Алдар-Көсе», «Под звуки домбры» и других. Создал рабочие эскизы к кинофильму «Қыз Жібек».

 Нурахмет – скульптор, инвалид Великой Отечественной войны I-й степени. Его скульптуры и монументальные работы хорошо известны в Казахстане. В одной из скульптур защитников Родины он запечатлел образ своей матери. Из-за ранения, полученного на фронте, Нурахмет длительный период был прикован к постели и не смог полностью осуществить свои творческие замыслы.

Младший Султанахмет – известный казахский кинорежиссер, создатель прекрасных киношедевров, среди которых киноэпос «Қыз Жібек», ставший классикой казахстанской кинематографии. Именно этот фильм, спустя годы, принес ему всенародную славу. Замысел киноэпоса рождался в «недрах» семьи. Мать Латифа, знавшая множество легенд и преданий, была замечательной сказительницей. А отец Коныркожа был большим знатоком истории. «Қыз Жібек» – не просто история любви казахских Ромео и Джульетты. В фильме отражена общественно-политическая жизнь казахов: война с джунгарами и жузовые распри, не способствовавшие единению нации. На Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси «Қыз Жібек» отметили тремя наградами. Режиссер Султанахмет Ходжиков получил специальный диплом за яркое образное решение исторической темы, художник-постановщик Гульфайрус Исмаилова – премию за лучшее художественное оформление, а актёр Кененбай Кожибеков – диплом за вклад в развитие драматического искусства на экране. В 1972 году кинорежиссер С.Ходжиков за фильм «Қыз Жібек» получил Государственную премию Казахстана. Прошло более сорока лет со дня выхода фильма на экран. «Қыз Жібек» стал своеобразной визитной карточкой нашей страны. Фильм часто демонстрируется на телеканалах, за рубежом во время Дней культуры Казахстана.

В 1978-1981 годах при участии С.Ходжикова был снят на студии «Казахтелефильм» ряд документальных картин – «Всегда с нами», «Всегда на страже», «Панфиловцы». В 1985 году вышел фильм «Знай наших!». Это фильм о великой дружбе русского и казахского народов в лице двух борцов-богатырей, чемпионов мира – Ивана Поддубного и Хаджи-Мукана Мунайтбасова. В каждом документальном фильме Султанахмет стремился раздвинуть рамки экрана, чтобы прозвучали философские размышления о жизни. Он внес значительный вклад в историю казахского кино. Ветеран Великой Отечественной войны, панфиловец. Окончил ВГИК в Москве. Заслуженный деятель искусств республики Султанахмет Ходжиков до конца жизни проработал на киностудии «Казахфильм». Его творчество вошло в золотой фонд национальной кинематографии.

Подготовила Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: