На протяжении всей истории казахскому народу приходилось с оружием в руках отстаивать родную землю. Ему было суждено пережить немало тяжелых испытаний. Было пролито много крови, долгие столетия наша земля была полем боя за свободу и независимость. История нашей страны состоит из бесчисленных нашествий и войн. Врагов привлекали богатейшие угодья, тучные стада, процветающие города. На защиту родной земли вставали прославленные батыры, чьи имена до сих пор на устах потомков.
В степи быть воином было почетно. Титул батыра, который в переводе означает «доблестный воин», присваивали за военные заслуги. Наряду с храбростью они отличались и высокой нравственностью. Это было непреложное правило, завещанное предками. Изначально батыры вставали во главе ополчений племен, аулов, родов. Батырами называли тех, кто на поле боя проявил мужество, умело руководил военными действиями, которые вели к успеху, к победе над врагом. Согласно норме степного права, звание батыра по наследству не передавалось. Участие воинов из народа в осуществлении государственной политики имело место веками. Казахские батыры были популярны и имели большое политическое влияние. Они отличались отвагой, справедливостью, деловитостью и по праву считались национальными героями.
В Кызылординской области особенно много памятников, которые благодарные земляки воздвигли доблестным воинам, вставшим на защиту родной земли, – Бухарбаю батыру, Жалантосу бахадуру, Жанкоже батыру, Келменбету батыру, Кобланды батыру, Кокену батыру и другим.
В 2006 году, в год празднования 15-летия Независимости Казахстана, в областном центре у городского парка торжественно открыли памятник «Сыр бойының батырлары» (Батыры земли Сыра). Композиция состоит из четырех скульптур, смотрящих по разным сторонам света. По замыслу авторов проекта – известных скульпторов Амангельды Кененбаева и Жаркена Исмагулова, в монументальной скульптуре воплощен собирательный образ батыров, одежды и орудия племен и ханств Саков, Канлы, Огуз-Кыпчаков и других. Скульптурная композиция олицетворяет собой свободу, патриотизм, независимость.
С юго-восточной стороны памятника изображен мужчина в доспехах и с луком. На голове у него – боевой шлем с султаном из конского волоса. Сапоги украшены национальным орнаментом. Батыр смотрит вдаль, охраняя просторы от вражеских отрядов. На юго-восточной стороне – мужчина-воин, со щитом, саблей на левом боку. На голове у него также боевой шлем с султаном из конского волоса. Воин одет в доспехи и укрыт плащом. Еще два персонажа в скульптуре – хранительницы семейного очага, символ добра, любви и мира. Одна из женщин держит в руках кобыз. На голове у нее традиционный казахский головной убор – борик, отороченный мехом, с пучком перьев на вершине. Она одета в длинное украшенное орнаментом платье с тесьмой на подоле. На юго-западе изображена девушка, одетая в длиннополое платье с широкими рукавами. В левой руке она держит голубя, символизирующего мир. На голове – остроконечный головной убор (саукеле), украшенный перьями филина. Статуи отлиты из бронзы, постамент построен из железобетона и покрыт гранитными плитами. Высота памятника – 5,5 метра, вес – пять тонн.
В средней части скульптуры объединены копья, символизирующие три жуза, есть изображения знамени, кобыза, торсыка. Кроме того, в композиции описаны рунические надписи тюркских народов и символические изображения племен на казахской земле.
В архивных материалах указано, что проект памятника разработан ТОО «Казгражданстройпроект», а изготовлен мемориал в Караганде на комбинате художественного литья. Общая стоимость работ, включая благоустройство прилегающей территории – 50,4 миллиона тенге.
Памятник предложен в реестр предварительного учета объектов историко-культурного наследия.
Подготовила Айжан ЖАРМАНОВА