Абеке, Абдижамил Нурпеисов – имя, которое произносится наряду с ведущими мировыми писателями, был человеком-легендой, ставшим таковым еще при жизни.
Обращает внимание то, что он никогда, ни при каких обстоятельствах не оставлял свою работу незавершенной, тщательно взвешивал каждое слово на бумаге, уделял пристальное внимание качеству и весу каждой фразы и лишь затем отдавал на публикацию. Многим известно, чтобы еще раз проверить свою книгу, которую вот-вот собирались издать, он забрал ее из типографии. А потом несколько лет ее черкал-перечеркивал пока не остался доволен.
Трилогию «Кровь и пот», то есть три книги, ставшие жемчужиной мировой литературы, он вместил в один сборник, безжалостно сокращая его, и, несмотря на его возраст, приближающийся к ста годам, мы были свидетелями этого момента, когда он лежал в столичной больнице. На языке крутилась давняя заученная фраза: «Зачем вы снова и снова обрабатываете вещь, которая уже давно стала духовным достоянием страны?!».
Ответ прозвучал, как стрела из лука: «Что вы знаете? Я должен умереть, не оглядываясь…» . Верно то, что, скорее всего, Абеке был единственным писателем, кто не оглядывался назад, не отвлекался, ибо знал, что где-то там в его книгах, словно высеченных на камне, не осталось никаких сомнений. Он изложил на бумаге все, что у него есть в душе, честно выполнил свой последний долг перед литературой и ушел из жизни как один из наших самых любимых литераторов.
Свой «Соңғы парыз» – «Последний долг» он тоже не раз обрабатывал и редактировал, не раз переводил на разные языки мира, и, в итоге, выпустил качественный, как в граните, мировой шедевр. Два романа были опубликованы на английском языке в том же году в США. Редко кто при жизни пользовался таким уважением. Опять же, для него быть во главе избранных – это есть естественная закономерность. Абеке решительно включился в работу по пути, проложенному «Алыптар тобы – Группой гигантов». Однако после его ухода наша отечественная литература как-то осиротела.
Прощай, совесть казахского слова, честь и достоинство, с которым я дышал одним морским воздухом одного моря, делился и пил солёную воду. Пусть земля тебе будет пухом, мой благородный старший брат! Светлая и вечная тебе память!
Куаныш ЖИЕНБАЙ