В канун 76-летия Великой Победы над фашистской Германией в редакцию газеты «Кызылординские вести» обратился известный в военных кругах не только Казахстана, но и на всем постсоветском пространстве военный журналист, ветеран-пограничник Валентин Малютин.
Досье «КВ». Валентин Федорович Малютин родился в 1950 году в городе Талгар Алма-Атинской области Казахской ССР. В 1973 году окончил Московский полиграфический институт. С 1980 по 2001 годы служил в пограничных войсках. В 1985 году принимал участие в боевых действиях в Афганистане, в 1994 году – на участке Московского погранотряда в Таджикистане. Полковник погранвойск запаса. Лауреат премии еженедельника «Литературная Россия» (1999 г.). Работал заместителем главного редактора журнала «Воинское братство». В настоящее время на заслуженном отдыхе.
Кызылординским читателям В. Малютин хорошо известен как инициатор и руководитель проекта «www.22.11.85.milportal.ru». На этом специальном интернет-портале наглядно, а главное, правдиво описана жизнь погибших 22 ноября 1985 года девятнадцати пограничников заставы, сформированной на базе Панфиловского отряда Краснознаменного Восточного пограничного округа, которые во время выполнения задания попали в засаду в Зардевской долине в Афганистане. В том ожесточенном бою геройски погиб кызылординец, рядовой Батыржан Шалгинбаев.
К 76-летию Великой Победы В.Малютин написал материал еще об одном воине Приаралья, пограничнике, снайпере Ордабае Жургенове, который родился и вырос в ауле Коммунизм (ныне Бозколь) Казалинского района. 15 июля 1943 года в ходе ожесточенного сражения на Курской дуге свой бессмертный подвиг совершил взвод 224-го Ташкентского (Памирского) стрелкового полка, которым командовал лейтенант Александр Романовский. В числе 18 бойцов взвода был и наш земляк, О. Жургенов.
О героическом подвиге пограничников стало известно лишь в 2011 году, благодаря исследованиям руководителя клуба «Пограничник» города Щигры Курской области Владимира Королева. Теперь уже известно, что легендарный взвод Романовского не только выполнил приказ, задержав врага, но и дал подошедшему подкреплению возможность продвинуться вперед. Вокруг погибших героев было найдено 84 немецких трупа… И все эти факты подкреплены документально.
За совершенный подвиг все восемнадцать пограничников были представлены к званию Героя Советского Союза. В распоряжении поисковиков имеются наградные материалы на всех бойцов. Они прошли все инстанции, надлежащим образом оформлены и подписаны — командир полка, командир дивизии и еще две подписи подтверждали: «Достоин звания Героя Советского Союза». Последняя дата визирования листов — 12 ноября 1943 года. Однако наградные материалы так и остались, нереализованными. Причины до сих пор неизвестны. Вместо Звезды Героя пограничники взвода лейтенанта Романовского были посмертно награждены орденами Великой Отечественной войны 1-й степени. Среди восемнадцати погибших героев есть русские, украинцы, узбек, чеченец, азербайджанец, татарин, мордвин и казах из Кызылординской области.
Подрастающее нынче поколение должно знать о том, какой небывало высокой ценой, какой самоотверженностью и мужеством их дедов и прадедов, была завоевана великая Победа.
ОРДАБАЙ КРОМСАЛ ФАШИСТОВ ЧЕРНЫМ НОЖОМ…
…Когда у снайпера Ордабая Жургенова закончились патроны, вспомнил казахский паренек про свой нож. Этот клинок вручили бойцу в Златоусте во время формирования 162-ой Среднеазиатской стрелковой дивизии 70-й армии НКВД.
Фашисты уже ворвались в окоп. На Ордабая мгновенно бросился гитлеровский молодчик.
– Ау, атаңа нәлет, что забыл, ты, выкормыш Рейха на Курской земле? Я ее защитник, а вместе со мной еще 17 парней из разных уголков Советского Союза. Иди сюда, подойди поближе, – сквозь зубы процедил Жургенов.
Фашист был уже совсем близко. Красноармеец выхватил нож и воткнул прямо в сердце нападавшего врага. Гитлеровец грузно осел мешком, беспомощно хватая пальцами землю. Сквозь сомкнутые его губы тонкими струйками сочилась алая кровь. Фашист совсем не ожидал такого исхода…
В том бою, прикрывая отход полка, погиб весь пограничный взвод. Вместе с другими бойцами перестало биться сердце комсомольца О. Жургенова. Взвод под командованием лейтенанта Романовского не отступил, иначе оголился бы фланг батальона, и тогда фрицы получили бы возможность атаковать с тыла. Задача была выполнена. Гитлеровские части были задержаны и не смогли продвинуться дальше. Подошедшие на подкрепление силы разбили противника и продвинулись вперед еще на два километра.
Командование 70-й армии войск НКВД представило всех бойцов взвода к высшей награде – званию Героя Советского Союза посмертно. Прошло несколько месяцев и Командующий Центральным фронтом генерал армии Константин Рокоссовский вместе с членом Военного Совета фронта генерал-майором Константином Телегиным решили
иначе – все романовцы посмертно были награж-дены орденами Отечественной войны I степени.
Понятно, что в мемуарах маршала Советского Союза К. Рокоссовского «Солдатский долг» и томике военных воспоминаний генерал-лейтенанта К. Телегина «Войны несчитанные версты» подвиг взвода Романовского не отражен. Военноначальники просто не придали этому особого значения. Так бывает. На войне как на войне.
Что заставляет нас, живущих на этой земле, возвращаться в далекое прошлое, разыскивать солдат, погибших на полях сражений, имена которых унесло водоворотом времени? И каждому из нас вместе с отчеством и фамилией память передается по генетической цепочке от сердца к сердцу… Память достается нам в наследство, воплощенное в любовь к своим истокам и корням. Она вселяет в нас надежду и дарит веру в справедливость, и потому обязательно восторжествует. Именно память заставляет всех нас обращаться к тем дням, которые уже стали далекой историей.
Все началось, конечно, с детства, когда наши родственники, прошедшие ту страшную войну, водили нас – мальчишек и девчонок на кладбища, где похоронены советские солдаты. И на всю жизнь в наше сознание врезались навечно: красные звёзды, искусственные яркие цветы, таблички с датами гибели бойцов: «1941, 1942, 1943, 1944, 1945». Годы той войны – яростной и беспощадной.
Все мы, находясь у этих скромных могил, впервые в своей жизни ощутили, что память той войны хранят вот эти простые надгробия с красными звёздочками. Как и земля, в которой навсегда остались лежать ее защитники. А еще шум листвы деревьев, которые склонились над их могилами.
Всю войну в далёком Казахстане ждали возвращения с фронта солдата Ордабая Жургенова. По рассказам бабушки, Абдибаевы не знали, где погиб их сын. Пожилая и многое повидавшая в своей жизни женщина лишь вспоминала, что ее Ордабай был высокого роста, сильный и смелый и до конца своих дней не верила, что его могли убить.
Он родился в 1921 году в совхозе имени Сталина Казалинского района Кзыл-Ординской области. С отличием окончил школу. За 12 дней до начала Великой Отечественной, 10 июня 1941 года, Ордабая Жургенова призвали в ряды Красной Армии. До июля 1943 года приходили письма с фронта, где он писал, что бьёт врага и с Победой вернется скоро домой. А затем прилетела эта страшная весть, что их сын Ордабай пропал без вести…
После войны родные Ордабая Жургенова обращались в разные высокие инстанции. Но ответ был всегда зловеще однообразным: «Ваш сын пропал без вести». И эти слова были страшнее, чем казенная похоронка о гибели солдата.
Такая неопределенность сильно ранила сердце матери. Но вместе с тем она несла и маленький лучик надежды: а вдруг найдётся. Может, где-то в госпиталях, раненый, но живой.
«Мама Ордабая – Алима Жургенова, твердо верила в приметы и потому даже домашнюю скотину, которую пас когда-то сын, держала отдельно от другой живности, – вспоминает Амангельды Абдибаев. Вот вернется он с войны живой и невредимый и сам будет ее пасти. Когда мы подросли и учились уже в старших классах, она твердила нам, чтобы мы писали в разные инстанции и искали ее сына. И куда мы только не обращались, но ответы всегда были однотипными и холодными: «Информацией об Ордабае Жургенове не владеем» или же «Пропал без вести». С каждым годом все больше угасала надежда и Алима Жургенова, к сожалению, так не дождалась сообщения о сыне Ордабае…
Как вспоминает внучка отважного бойца Гульмира Абдрашидова, после смерти бабушки родные продолжали поиски, и в 2011 году из города Щигры Курской области пришло то самое долгожданное письмо, в котором сообщалось, что Ордабай Жургенов геройски погиб на Курской дуге в составе взвода, которым командовал лейтенант Александр Романовский. За свой подвиг все бойцы были представлены командованием к званию Героя Советского Союза посмертно.
Дядя Гульмиры Амангельды и ее мама Айжамал Абдибаевы собрались в дорогу и поехали в Курск, где их встретил руководитель клуба «Пограничник» Владимир Королев. С собой они взяли горсть золотистой земли с могилы мамы Ордабая. На следующий день они поехали на место последнего боя взвода и разыскали братское захоронение. Мама Гульмиры Айжамал оставила привезенную землю на воинском погосте, а с собой домой они увезли курскую землю. Так крупицы израненной, пропаханной снарядами и пулями почвы из соловьиных краев навеки соединились с землей предков на могиле мамы Ордабая.
Отныне большая дружная семья знает, где похоронен ее предок и величие самого подвига, совершенного им и бойцами взвода ради мирной и спокойной жизни последующих поколений. В семье свято берегут память не только об Ордабае Жургенове, но и всех его товарищах. За эти годы потомки героя познакомились с родными нескольких бойцов из подразделения лейтенанта Александра Романовского, которые проживают в России, Украине и Казахстане».
В марте 2013 года односельчане Ордабая Жургенова собрались всем миром и написали послание Президенту России Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность награждения всех бойцов взвода Романовского высшей наградой – званием Героя России. Под письмом поставили свои подписи сто жителей аула Бозколь. Они помнят и чтят подвиг своего именитого земляка. С того дня прошло целых восемь лет. Ответа они так и не получили. Впрочем, семье до сих пор не передан и орден Отечественной войны I степени, которым Ордабай был награжден посмертно. За прошедшие десятилетия затерялись и его следы…
В канун Великого праздника – Дня Победы в посольстве Республики Казахстан в Российской Федерации члены Оргкомитета по увековечению подвига пограничников взвода под командованием лейтенанта Александра Романовского встретились с потомками Ордабая Жургенова. Герой России, генерал-лейтенант Олег Дуканов передал им на вечное хранение именной нож, изготовленный в Златоусте. Памятные инициалы свидетельствуют, что этот клинок идентичен тому самому чёрному ножу, которым Ордабай убивал фашистов в тот жаркий июльский день 1943 года на Курской дуге.
Между тем, совсем уже скоро из Казахстана в Москву приедут родные и близкие О. Жургенова, чтобы по инициативе Оргкомитета отметить 100-летие со дня его рождения. Они непременно посетят Центральный пограничный музей ФСБ России на Яузском бульваре. Есть надежда, что к тому времени в экспозиции рядом с портретом Романовского появятся фотографии других двенадцати легендарных бойцов. Остальные пять имен пока еще в розыске.
Они, конечно же, обязательно посетят и музей Победы на Поклонной горе. А если получится, то и совершат поездку на место последнего боя на Северном фасе Курской дуги. Где в жестоком бою сложил свою голову их великий предок Ордабай Жургенов.
Валентин МАЛЮТИН,
ветеран-пограничник, Москва.
По материалам архива Оргкомитета
по увековечиванию подвига взвода Александра Романовского