Выживут ли таксисты – «бомбилы»? - «Кызылординские Вести»

Выживут ли таксисты – «бомбилы»?

26.04.2022

1357 0

depositphotos 58968461 m 2015

Навести порядок на рынке услуг такси в Кызылорде местные власти пытаются не год и не два. И что только они не делали. И работы разъяснительные проводили и рейды по проверке водителей в различных районах города… В составе проверяющих были представители отдела жилищно-коммунального хозяйства, дорожной полиции, транспортной и налоговой инспекций. Но, к сожалению, вся эта борьба с нелегальными перевозчиками пассажиров больше напоминает сражение с ветряными мельницами.

Действительно, все попытки вывести из тени нелегальных перевозчиков долгие годы у нас разбивались о действительность. Но как говорится, в борьбе с теневой экономикой хороши различные методы. Поправки, которые планируются ввести в административный кодекс РК, могут ужесточить наказание за нелегальные услуги такси, вплоть до изъятия автомобиля. Сейчас за подобное нарушение назначается штраф по 463 статье КоАП – «Занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без соответствующей регистрации, разрешения или направления уведомления». Нарушителю, пойманному за частным извозом впервые, грозит штраф в 15 МРП (45 945 тенге). Если на нелегальщика это не подействует, и он будет пойман за частным извозом второй раз, то придется платить уже 91 890 тенге. Если же поправки в административный кодекс будут приняты, одним штрафом нелегальный таксист не отделается. Его машина будет изъята и отправлена на штрафстоянку. Далее суд решит, стоит ли возвращать нерадивому владельцу право на вождение авто.

Чтобы выявлять у нас «бомбил» много усилий прилагать не нужно. Для их задержания совсем не обязательно, чтобы в салоне были пассажиры. Достаточно той же дорожной полиции обратить внимание на те места, где чаще всего они собираются – рынки, площади возле железнодорожных и автовокзалов, крупные торговые центры. Выявлять их можно по наклеенным на машину шашечкам или табличкам с указанием населенного пункта, куда осуществляется извоз, а также по характерному зазыванию пассажиров на определенный маршрут.

К примеру, возле торгового дома «Аль-асад» не то, что проехать на машине, пройти пешеходу сложно, так как вся проезжая часть заставлена такси и «газелями», водители которых осуществляют перевозки в районы области.

 Посмотрите, что творится у нас на «старом базаре»? Если покупатель приехал на рынок на машине, к сожалению, припарковать ее здесь негде, так как все места у обочины заняты теми же таксистами-нелегалами.

На автостанции возле железнодорожного вокзала наряду с законными перевозчиками также работают таксисты-частники, которые переманивают клиентов у водителей автобусов. Тем самым они создают напряженность.

А как себя ведут некоторые таксисты на дорогах города? В погоне за прибылью они ездят, извините за выражение, на раздолбанных машинах, подрезая автобусы и другие такси, резко тормозят там, где это не положено и так далее. О какой-либо цивилизованности этого сервиса и безопасности подобных перевозок можно вообще говорить, когда за рулем, наводнивших наши дороги российского автохлама ездят малоквалифицированные водители?

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

Главный плюс нелегальных таксистов лишь в том, что за свои услуги они берут чуть дешевле, чем официальные службы такси. Действительно, поездка может стоить на 100-200 тенге дешевле, но никакой гарантии безопасности для пассажира у них нет. Как известно из полицейских сводок, именно «бомбилы» чаще всего становятся участниками дорожно-транспортных происшествий на дорогах. За их деятельностью никто не следит, а водители стараются совершить рейс как можно быстрее, чтобы вернуться за новым пассажиром. Кроме того, нередки случаи обмана клиентов, избиений пассажиров.

Понятно, что пассажирам безопаснее воспользоваться службой вызова такси. Хотя бы потому что, там требуют, чтобы машина проходила техосмотр и принимают строгие меры, если на водителя поступила жалоба. Руководство таких служб обеспечивает таксисту поток клиентов, гарантирует, что деньги за поездку поступят на его счет, даже если у пассажира не будет ни копейки или он сбежит из машины. Поэтому возникает вопрос: если таксист не регистрируется в специальном приложении, чтобы сэкономить пару сотен тенге, в ущерб своим интересам, то сколько же он готов сэкономить на комфорте и безопасности пассажира?

ВЕЗИ МЕНЯ, ЛЕГАЛЬНОЕ ТАКСИ

Чего-чего, а такси в Кызылорде сегодня хватает. Стоит выйти из того же ТЦ «Aray City Mall», как навстречу бегут пара-тройка водителей самых разных – от неказистого «Опеля» до крутой «Тойоты». В основном это безработные, а также пенсионеры, которые вынуждены заниматься частным извозом, потому что пенсия маленькая, а деньги нужны. Еще есть молодежь – ребята, которые не желают по-настоящему работать, но имеют машину. Они хотят быстро и легко «срубить» денег, чтобы вечером посидеть в кафе с друзьями и подружками. Нередко у них где-то есть еще и дополнительный заработок.

Как известно с 15 апреля в Казахстане вступил в силу приказ министра финансов РК о мобильных переводах. Социальные сети тут же отреагировали видеороликами с таксистами, которые теперь принимают платежи только наличными. Мол, опасаются они, что теперь их вычислят и заставят платить налог. И правильно делают.

– Если в течение месяца будет поступать более 100 платежей от разных лиц, и так будет продолжаться в течение трех месяцев подряд, то банки второго уровня будут давать нам сведения о таких гражданах. Мы будем расценивать их переводы как доход от предпринимательской деятельности, который они получают систематически, – объяснила руководитель управления по разъяснительной работе областного департамента государственных доходов Гульжамал Шортанбаева.

Изменения будут вводить поэтапно, начиная со следующего года. В первую очередь, с 2023 года будут проверять государственных служащих, супругов госслужащих и руководителей, специалистов квазигосударственного сектора.

С 2024 года в эту орбиту вовлекут индивидуальных предпринимателей и руководителей компаний, то есть бизнесменов. С 2025 года проверке будет подлежать всё оставшееся население.

– Тем, кто получает переводы от друзей и близких, не о чем беспокоиться. В соответствии с требованиями сохранности банковской тайны, данные о таких переводах налоговым органам передаваться не будут ни сейчас, ни потом. Совершать и принимать переводы в своих личных целях можно будет так же, как и сейчас, – дополнила Г. Шортанбаева.

Как выяснилось, срок исковой давности по налогам составляет три года.

– Если банки дадут нам сведения, что за период исковой давности более 100 человек перечисляли в течение трех месяцев, эти данные мы будем применять в работе. Мы, как налоговый орган, работаем в рамках срока исковой давности. То есть, мы обязаны проверять деятельность за последние три года. Что касается сумм перечислений, по ним вопросов нет, только по их кратности.

Что же грозит таксистам, если они работают без регистрации в налоговых органах? Таких граждан могут выявить с помощью переводов на карты банков и привлечь к ответственности по статье 269 КоАП РК «Нарушение срока постановки на регистрационный учет в органе государственных доходов». По этой статье, если физлицо попало в поле зрения налоговиков впервые, ему грозит предупреждение. Если нарушение повторилось в течение года, его оштрафуют на восемь МРП (24 504 тенге). Для сравнения: минимальная стоимость месячного патента сейчас составляет 12 300 тенге. Никаких налогов задним числом с таких лиц взыскивать не будут.

Словом, нелегальный бизнес, так или иначе, будет выведен из тени. И выживут ли нелегальные таксисты покажет время.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: