Герой нашей публикации Марат Оспанов с детских лет мечтал стать машинистом тепловоза. И хотя в его родном ауле Жетыколь не был слышен стук колес и не было в роду железнодорожников, каждый раз, приезжая в город, он старался попасть на вокзал, чтобы послушать протяжные гудки локомотива. Со временем детская мечта стала реальностью – он не только стал Почетным железнодорожником Республики Казахстан, но и заложил основы семейной династии железнодорожников.
В далеком 1979 году, выполнив свой воинский долг перед Отечеством, 20-летний Марат Сейдибатталулы начал трудовой путь в строительном цехе локомотивного депо. В 1980 году, пройдя специальные курсы, он стал помощником машиниста, а еще через пять лет, после прохождения очередного курса, ему доверили самостоятельно управлять локомотивом. Семь лет он бороздил бескрайние просторы необъятной страны в кабине тепловоза. Набравшись опыта и параллельно окончив заочное отделение Алма-Атинского института инженеров транспорта, он начал инструктировать новобранцев уже как машинист первого класса.
В 1988 году руководство, учитывая его трудовой стаж, профессиональные навыки, хватку и железный характер, утвердило его на должности заместителя начальника локомотивного отдела Кы-зылординского отделения Западно-Казахстанской железной дороги. В 1994 году Марат Оспанов был назначен заместителем начальника, а через три года начальником восстановительного поезда.
– 29 мая 2013 года произошла крупная авария областного масштаба, – вспоминает Марат Сейдибатталулы. –Три цистерны со сжиженным газом и семь товарных вагонов сошли с рельсов на перегоне «Коркыт» возле станции Диирментобе. За 12 часов мы сумели очистить путь и в течение 3-х суток восстановили железнодорожное полотно. Совместно с сотрудниками ДЧС удалось предотвратить угрозу взрыва и вывести цистерны из перегона. Восстановительный поезд – это специальное формирование, предназначенное для ликвидации последствий схода с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи при устранении последствий чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера в пределах своих тактико-технических возможностей. Поезд оснащен грузоподъёмными кранами, гидравлическими домкратами, тягачами с лебёдками, тракторами, бульдозерами. А также имеются электростанции, прожекторные установки, противопожарное оборудование, машины для сварки и резки металла, средства связи, запасы рельсов и шпал.
Как говорит начальник восстановительного поезда, нынче на железной дороге немало нововведений, что привело к расширению сферы использования железнодорожного транспорта. Среди новшеств можно упомянуть полную замену деревянных вагонов металлическими, что обеспечило повышение безопасности и удобства обслуживания. Кроме того, это замена чугунных рельс стальными, что обеспечило высокую скорость и пропускную способность железнодорожного состава при меньшем весе и стоимости. Также появились новые технологические веяния, как сварные рельсы длиной 400 метров, бетонные шпалы, двухпутные линии.
По примеру отца в железнодорожники пошли и другие члены большой семьи. Супруга Шолпан до 2020 года проработала проводником спецвагона. Старший сын Максат – первый заместитель директора Казалинского эксплуатационного вагонного депо. Канат – мастер дистанции пути ПЧ-57 в Кызылорде, младший сын Ермекбай окончил Кызылординский аграрно-технический высший колледж имени Исатая Абдукаримова и в настоящее время пришел работать по специальности в локомотивное депо. В какой-то мере с железнодорожной отраслью связали свою жизнь и дочери. Старшая Жанат – врач-педиатр в железнодорожной больнице, младшая Ляззат – старший ситуатор на железнодорожной станции Белкуль. Невестка Акжанат работает менеджером по кадрам на Кызылординской дистанции водоснабжения. Старшая невестка – многодетная Жулдызай сейчас находится в декретном отпуске и воспитывает будущих железнодорожников – продолжателей династии. Семья Оспановых стала одним из победителей национального конкурса «Мерейлі отбасы». А сам глава трудовой династии за успешную трудовую деятельность и вклад в развитие отрасли отмечен нагрудным знаком «Адал еңбегі үшін».
Канатбек МАДИ