Пандемия внесла определенные коррективы и в работу общественного транспорта. Поэтому для стимулирования и субсидирования частных извозчиков из областного бюджета впервые было выделено 396 миллионов тенге. Об этом на брифинге в региональной Службе коммуникаций сообщил руководитель городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, автомобильных дорог, пассажирского транспорта и жилищной инспекции Бауыржан Оспанов.
Причиной такого шага послужило то, что во время пандемии заметно снизился пассажиропоток, что не замедлило отразиться на прибыли предпринимателей. Уменьшилось количество автобусов различной вместимости. Многие перевозчики даже поменяли вид деятельности.
По словам Бауыржана Алипбайулы, в прошлом году была проведена частичная оптимизация маршрутов. По просьбе жителей, была пересмотрена схема маршрутов. Однако найти перевозчиков все еще остается непростой задачей.
– В настоящее время в областном центре курсируют около 400 автобусов разной вместимости по 26 внутригородским и 8 пригородным маршрутам, – отметил руководитель отдела. – Однако, многие транспортные средства изношены. Ведутся работы по привлечению предпринимателей для обновления транспортного парка посредством выдачи льготных кредитов.
На вопрос журналиста об интервалах между рейсами, директор ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» Руслан Ерсултанулы ответил, что в настоящее время из 135 автобусов, принадлежащих предприятию, на линию выезжают только 87 автобусов, а 48 находятся на капитальном ремонте. Запчасти дорогие, потому что доллар дорожает с каждым днем.
– На одном маршруте пассажиров должны обслуживать до 20 автобусов, а сейчас – 15, – отметил он. – Интервалы между ними не должны превышать 15 минут. Но транспортных средств не хватает. В связи с этим люди ждут автобус по полчаса. А водителям труднее вдвойне – они не успевают и физически, и технически.
Ежегодно автобусный парк должен обновляться на 20 процентов. В настоящее время была подана заявка на приобретение 100 автобусов большой вместимости.
Извлекли уроки из ошибок, допущенных в прошлом. Теперь планируется покупать автобусы российского и узбекского производства. Как говорит директор автобусного парка, запасные части к таким автобусам, обойдутся значительно дешевле.
Отметим, что в скором времени для оказания услуг как частным перевозчикам, так и товариществам, занимающимся перевозкой пассажиров, будет открыт общий диспетчерский центр. Его специалисты будут координировать и контролировать работу общественного транспорта.
Кстати, частные перевозчики выступают против внедрения электронной системы оплаты за проезд, так как хотели бы скрыть истинные размеры своих доходов. Однако по решению местных властей, в договор о перевозке внесен специальный пункт, обязывающий их установить подобную систему. Во время тендера предпочтение будут отдано тем, кто установил оборудование. Отметим, что это будет одним из шагов на пути цифровизавции и построению открытого общества «Новый Казахстан».
Канатбек МАДИ