Как дань глубокого уважения к национальной культуре в Казахстане до наших дней сохранился один из древнейших видов передвижного жилища кочевых народов – юрта.
Созданная из войлока и гибкого ивового прута юрта для каждого казаха стала символом родной земли. Её элемент «шанырак» запечатлен на гербе республики. Юрта кочевников – продукт длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. О ее происхождении существуют разные мнения. Немало археологических материалов и письменных источников свидетельствуют об использовании юрты и ее исходных прототипов. Академик Алькей Маргулан в своей книге «Казахское народное прикладное искусство» отметил, что в процессе изучения, развития андроновского жилища, ученым удалось решить вопрос о происхождении юрты – удивительного по своей простоте и гениальности передвижного жилища кочевников. Считали, что она могла трансформироваться из бедуинского шатра, сибирского чума, шалаша. В ходе раскопок андроновских поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы, в слоях ХІІ-ІХ веков до н.э. были открыты круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым. Поэтому не без основания можно считать, что юрта возникла в глубокой древности и прототипом, прообразом ее явилось легкое круглое жилище андроновцев.
К древнейшему типу стационарного жилища казахов относится шошала – круглое однокамерное помещение с коническим или сферическим сводом. По форме она сходна с юртой. Юртообразные круглые жилища из сырцового кирпича были характерны для саков из долины Сырдарьи в IV веке до н.э. Шошала были из дерева, камня и сырцового кирпича. На территории Казахстана сохранились и другие типы древнейших однокамерных круглых жилищ из камня, известные под названиями дын (динг), уйтас.
Происхождение войлочной юрты, вероятно, связано с переходом к яйлайжному (отгонному) скотоводству. Казахи выбирали для зимовок гористые местности или уремы, богатые топливом, подножным кормом, водой и защищенные от степных ветров и буранов. В таких местах формировались зимние аулы, нередко они представляли собой обширные селения. С наступлением лета казахи перекочевывали на джайляу – удобные пастбища. На альпийских лугах, в горах, долинах степных рек и озер появлялись многочисленные аулы, в каждом из которых бывало до двадцати юрт и более. В Казахстане доминирует в основном тип юрты, отличающейся четкой полушарной формой и сферическим сводом. По конструкции она восходит к юртам кипчаков XIII-XV веков. Такой тип юрты характерен для Центрального, Северного и Северо-Западного Казахстана. Подобные юрты в начале XVI века описал известный бухарский историк Ф.Рузбихан: «Я раньше не знал юрты: первый раз увидел ее в окрестностях города Яссы. Я был поражен их устройством: некоторые юрты с окошками и разноцветными войлоками были установлены прямо на арбах… Юрты делали продолговатой формы с завидным мастерством и изяществом. Спереди и сзади этих домов делали оконца, чтобы обитатели их могли выглядывать… Степень достоинства жилища доводили до терема небес… Я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигали в воздушном просторе. Около жилищ всех султанов и эмиров также видел подобные большие шатры и передвижные дома, и, казалось, что вся ставка наполнена этими превосходными домами… так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».
Юрта с XVIII века стала предметом внимания многих географов и путешественников. Ее устройство и убранство описаны в трудах О.Пешеля, И.Фалька, П.Палласа, И.Георги, Ч.Валиханова, Б.Залесского и других.
Как жилище казахская юрта была не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир. Каркас юрты состоит из трех частей: кереге (раздвижной решетчатый остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг) – каждая из которых составляет определенный уровень по вертикали. Один из основных отличительных признаков юрты от всех передвижных жилищ кочевников – разборно-складной решетчатый остов стен.
– Этот элемент – настолько важная составная часть, что, по мнению некоторых исследователей, само название юрты восходит к названию решетчатого остова, – говорит руководитель отдела «Археология и этнография» областного историко-краеведческого музея Айгерим Беккулиева. – В казахском языке слово «кереге» ранее употреблялось также и в значении юрты в целом. Кереге составляется из нескольких отдельных решеток – канатов. Для юрты средней величины требуются 6-8 решеток, для больших нужно 12, 15, 18. Большие юрты устанавливали с XIII века по первую половину XIX-го. Позднее они уже не встречались. Каждая решетка состоит из 36 планок – саганак длиной до 2,2 метра и шириной 4-6 сантиметров. Планка должна быть изогнута посередине. Для получения изгиба планку распаривают в дыму тлеющего огня и затем проводят через тиски особого приспособления, известного у казахов как «тез». Верхнюю часть планки делают четырехгранной с желобками на лицевой стороне, нижний конец – на одну треть круглым. Планки окрашиваются в коричневый, темно-бордовый, иногда в темно-каштановый цвет. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигается и раздвигается. Одну за другой их устанавливают по обеим сторонам двери до полного замыкания в круг, скрепляя их ковровыми лентами. Купол образуется из радиально расположенных выгнутых посередине жердей. В зависимости от величины юрты длина купольных жердей от 2,5 до 5 метров.
Венчает юрту полусферическое навершие – шанырак с зенитным отверстием – тундык, которое служит окном. Через него выходит дым из открытого очага. Во время непогоды оно закрывается четырехугольным куском войлока, обшитым по краям шнуром. Издревле старики, глядя на шанырак, молились, обращаясь к небу и светилам. Такое же отверстие делается в своде мавзолеев для общения умершего с небом.
Диаметр шанырака достигает 3-5 метров, что составляет примерно одну треть диаметра основания юрты. Верхний полушар – кульдреуыш – сделан из взаимопересекающихся под прямым углом шестнадцати деревянных реек, закрепленных концами в круге. По боковой части он прочно закреплен поперечными планками – бакалак. За счет этого и образуется форма полушара и плавный силуэт венчающего верха юрты. Рейки для шанырака чистят, полируют и придают им нужную кривизну при помощи круглого механизма – байтес.
Шанырак казахской юрты – одна из самых священных и уважаемых деталей казахского национального жилища, символ продолжения рода. С ним связано очень много культурно-исторических мотивов, понятий, символики, сакральных обычаев и обрядов у казахов. Через шанырак жители юрты связывались с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами. Казахи придавали особое значение попаданию дневного света, лучей солнца в жилище через шанырак. Наверное, поэтому в первые месяцы после свадьбы невеста обязана была вставать с восходом солнца и приоткрывать кошмовое покрывало (тундык) над шаныраком. Шанырак – это символ объединения, поэтому казахи, когда совершают бата – благословение аксакалов – говорят «шаңырағың шайқалмасын» – «пусть купол твоей юрты будет крепким, непоколебимым». Это означает: пусть царит в семье мир, дружба и единство. В национальном самосознании, мировоззрении казахов «шанырак» – это дом, семья, поколение, в духовно-философском понимании – символ очага, традиций и воспитания, духовной близости. О потомках рода обычно говорили: «Әкесінің шаңырағын құлатпай, түтінін түтетіп отыр», что означает «Достойно продолжает отцовский род». Шанырак тесно связывали с понятием семьи, поэтому, когда в семье происходила большая беда или семья распадалась, говорили: «Шаңырағы шайқалды» – «Шаңырак покачнулся». В представлении казахов шанырак был связан с культовыми обрядами и служил символом продолжения рода. Поэтому их старались передавать из поколения в поколение. В случае смерти хозяев, не имевших потомства, шанырак юрты оставляли на могиле, что означало конец родового колена. Устоявшиеся казахские благожелательные выражения: «Шаңырағың биік, босағаң берік болсын» – «Пусть шанырак будет высоким, стойки двери – крепкими» – содержат идею покоя, благополучия и счастья.
Вход в юрту всегда располагается с южной стороны, чтобы кочевник мог определить время по лучам солнца, проникающим внутрь, и распланировать свой день. Он имеет форму прямоугольного проема высотой до двух метров, шириной восемьдесят сантиметров. Перед ним стелили подстилку – енсе. В юртах знати двери – сыкырлауык были двустворчатые и филенчатые, часто с балясинами. Верхняя перекладина – мандайша, порог – табылдырык, внутренние стороны дверных косяков – ергенек или босаға прорабатывались тонкой резьбой, инкрустировались костью и покрывались росписью. Уникальные образцы таких дверей, представляющие большую художественную ценность, хранятся в музеях нашей страны. На ночь дверь обязательно прикрывалась войлочной завесой. Иногда они простегивались разноцветными шерстяными нитками или украшались аппликацией. Дверные завесы делались и из тростника, узорно сплетенного цветной шерстью.
Босаға – одна из важных сакрализованных частей юрты. В представлении казахов дверные косяки и порог считаются священным местом, именно здесь находятся богатство, благополучие. Так, при первом входе в юрту или в «отау» (юрта молодоженов) невеста должна была у порога совершить три поклона, прислониться головой к косякам двери, переступить порог сначала правой ногой. Казахи запрещали детям прислоняться к косякам двери («босағаға сүйенбе»), стоять у входа (босағада тұрма). В случае частой смерти детей при последующих родах пуповину резали на пороге. У некоторых казахских племен покойника перед выносом три раза поднимали и опускали у порога. Европейские послы при посещении ханской ставки старались не наступать на порог, ибо это считалось признаком недобрых чувств, плохим предзнаменованием. «Черный» гонец сообщал плохую весть, наступая правой ногой на порог и руками подпирая косяк двери. Этот обычай, известный со времени тюркского каганата, дошел до казахов начала ХХ века. В народном представлении пространство за пределами жилища представляло собой мир стихии и дикой природы, поэтому казахи говорили: «Есіктен қырық қадам шыққан адам мүсәпір» – «Человек, отошедший на сорок шагов от порога, нуждается в помощи». В казахской традиции, как практически у всех тюрко-монгольских народов, юрту новобрачных готовили родственники невесты. Однако дверные косяки привозил с собой жених.
Основным материалом всегда была древесина ивы, а богатые кочевники строили юрты из березы. Решетки каркаса снаружи обкладывались циновками – шим ши. Иногда такие циновки использовались в юрте как ширмы. Как и другие предметы убранства юрты, они имели одновременно утилитарное и декоративное значение. Поверх циновок каркас юрты в два слоя покрывают войлоком, обеспечивавшем защиту от ветра, дождя и снега зимой, и от палящего солнца и пыли летом.
Внутри юрта по линии соединения головок решеток с купольными жердями украшалась ковровыми или войлочными полосами, известными под названием туурлык кас и узук жапкы. Узук жапкы делались также из шелка и сукна. Суконный, вышитый золотом узук жапкы, к примеру, хранится в фондах Эрмитажа. Верхний слой войлочного покрытия юрты состоит из двух полотнищ – узуков, которые украшались додеге – выкроенный в форме квадратов или ромбов войлока, как правило, с аппликацией из красного сукна. Эти накладные украшения образуют своеобразный фриз и напоминают ряды орнаментальных плит на мавзолеях Казахстана. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами – бельдеу, с ткаными и нашивными узорами, широкими ворсовыми и безворсовыми дорожками – баскурами. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосами и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.
Юрту в силах собрать за один час команда из 2-3 человек. Вначале устанавливается дверная рама, к которой прикрепляют звенья «кереге», постепенно замыкая круг. Обычная юрта состоит из 6 звеньев «кереге», а богатые люди устанавливают большие юрты из 10 звеньев. Затем в центре юрты встает мужчина, держащий на высоком шесте «шанырак». «Шанырак» имеет по ободу множество квадратных отверстий, в которые начинают вставлять жерди «юк», а другие концы привязывают к кругу из кереге. Сначала вставляют первые 3-4 жерди, чтобы закрепить купол, а затем все остальные. После этого начинается работа с войлоком. Но перед этим, место стыка стенок «кереге» и жердей «юк» обтягивается специальной полосой из ткани, чтобы придать дополнительную жесткость конструкции. Затем начинается обтягивание войлоком вдоль стенок юрты, привязывается полог на дверь, и купол покрывают двумя большими отрезами войлока, формируя крышу. После этого, всё дополнительно обтягивается веревками несколько раз, для лучшей плотности стен из войлока, и в завершение сборки юрты прикрепляется специальный войлочный клапан, который с помощью веревки натягивается на «шанырак» в случае дождя.
Как правило, юрта состояла из отдельных зон. Справа и слева от входа – место для хранения хозяйства: слева женская часть – посуда, продукты, и различная еда, а справа мужская – оружие, седло, различный инвентарь и инструменты. В центре юрты, прямо под потолочным отверстием «шанырак», размещается очаг, на котором устанавливается тренога для котла. В дальнем конце юрты находится склад имущества семьи кочевника, и здесь принято размещать гостей. Ночью раскладывают постель – справа от входа для старших членов семьи, слева для младших и детей. Пол и стены юрты застилают коврами.
По своему назначению юрты у казахов делились на три основных типа: юрты, служившие жилищем, юрты парадные, предназначенные для приема гостей и юрты походные. Кроме этих основных, были кухонные и использовавшиеся в качестве складов и сараев. Юрты знати отличались большими размерами и богатым убранством. Для их перевозки на арбах требовалось несколько верблюдов. У казахов среднего достатка юрты были меньших размеров, их можно было перевезти на одном верблюде. Парадные юрты – ак орда, боз уй и отау уй – отличались особым богатством отделки и убранства. Под термином ак орда известны юрты – ставки феодальных владетелей: султанов, ханов, сделанные народными мастерами по особому заказу. Из парадных юрт выделяется особая группа изготовленных специально в качестве дара или для выставок. Уникальной в художественном отношении была, к примеру, юрта, сделанная по заказу хана Джангира и преподнесенная им Николаю II во время коронации. Мастера работали над ней около двух месяцев. Как пишет в своей книге А.Маргулан: «Окружность ее была около сорока аршин, окружность шанырака – четырнадцать аршин, высота – пять аршин, внутренность обита лучшими алыми и зелеными сукнами, сверху решетки украшены костью, фольгою и зеркалами, таким же образом чанграк и двери…».
Одним из искусных мастеров по изготовлению юрт в нашей области был Жакып Нуркеев из аула Кердели Шиелийского района. Он передал секреты мастерства своему сыну Алайдару. В свое время в соседнем Жанакорганском районе в маленьком ауле Калгансыр был цех по изготовлению юрт. Его слава гремела на всю страну. Юрты, сделанные золотыми руками мастеров Дуйсена Макулбекова, Жасузака Курышбаева, Ибраима Ахметова, Аширбека Сарногаева, Жумадильди Жусипова, Насыра Халиева отправлялись в разные концы Казахстана и даже за рубеж, где, в частности, произошли разрушительные землетрясения и люди остались без крова. Эти мастера научили своему ремеслу односельчан Максута Байкенжеева, Сапарбая Асылбекова, Темирхана Жузеева, которые сейчас готовы возобновить работу цеха по изготовлению юрты. Особенно радует то, что среди тех, кто освоил это дело, есть молодые люди, а это значит, что традиции народного ремесленничества будут развиваться и дальше.
В рамках 200-летия Кызылорды областной историко-краеведческий музей пополнился ценным экспонатом – большой казахской юртой с богатым убранством, выполненным по древней технологии и в лучших традициях народного ремесленничества. В дар музею ее преподнесли дети и внуки известного мастера по изготовлению юрт из Аральского района Отарбая Боранбаева. Вместе с супругой народной мастерицей Зиядой они оставили бесценное наследие, которое сегодня продолжает пропагандировать их большое семейство.
В нашей республике население уже давно не кочует, но юрта до сих пор не потеряла своего значения и является самым удобным летним жилищем для животноводов. Как и много веков назад, юрты по-прежнему оживляют пейзаж степных просторов, речных и горных долин.
Подготовила Ботагоз АЖАРБАЕВА