Первый казах – инженер-железнодорожник — «Кызылординские Вести»

Первый казах – инженер-железнодорожник

14.01.2021

1277 0

«В этом году исполняется 30 лет нашей Независимости. Это важная веха, знаменующая собой возрождение казахской государственности и обретение свободы, мечты о которой лелеяли многие поколения наших предков. По меркам истории 30 лет – всего лишь мгновение. Однако для многих народов этот период вместил в себя целую эпоху, наполненную трудностями и победами, кризисами и достижениями… Мы обрели свободу благодаря героической борьбе наших предков. На их долю выпало множество трудностей и испытаний. Важно сохранить эти страницы истории в памяти народа», отметил в своей статье «Независимость превыше всего» Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Сегодня в стране идет целенаправленная работа по возрождению исторического сознания общества. Только зная историю своего народа и страны, можно осознать особую ценность обретенной в конце прошлого столетия независимости. Не последнюю роль в этой многовековой борьбе сыграли и представители национальной интеллигенции рубежа XIX и ХХ столетий. Появление движения и первой политической партии «Алаш», правительства Алаш Орды свидетельствовало о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахской политической элиты, способной решать судьбоносные вопросы будущего развития родного народа. Деятели «Алаша» и представители казахской интеллектуальной элиты заложили фундамент казахской государственности. Им мы обязаны нынешними границами Казахстана, которые были очерчены в начале 1920-х годов деятелями Алаш Орды.

Одним из видных представителей движения «Алаш», первым премьер-министром провозглашенной алашординцами Туркестанской автономии был Мухамеджан Тынышпаев. Выдающийся государственный деятель, ученый-историк, он избирался депутатом Государственной Думы Российской империи II созыва, был членом Аграрной комиссии. Представитель передовой казахской интеллигенции, первый инженер путей сообщения из казахов, он также принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве Туркестано-Сибирской магистрали.

Он родился 12 мая 1879 года в предгорье Жыланды в Лепсинском уезде Семиреченской области (ныне Алакольский район Алматинской области) в семье скотовода Тынышпая. Кочевой уклад жизни готовил ему обычную для мальчика из глухого казахского аула жизненную стезю, но судьба распорядилась иначе. Он рос любознательным и смекалистым, взрослые удивлялись тому, что он умел мгновенно пересчитывать овец в отаре. Мухамеджану шел десятый год, когда отец привез его в город Верный в надежде устроить его на учебу.

В степном крае при царизме грамотность и образованность были уделом лишь детей степной аристократии и чиновников местной администрации. Детям из семей бедных шаруа редко когда удавалось попасть в список уездного начальства для поступления в гимназии. Мухамеджану повезло – он был принят в двухгодичный подготовительный класс, а после окончания курса его определили в Верненскую мужскую гимназию, открытую по инициативе генерал-губернатора Семиреченской области Герасима Колпаковского. Это было единственное на тот момент учебное заведение в Верном, где могли учиться крестьянские дети.

Учеба давалась Мухамеджану легко, особые способности и прилежание он проявлял к изучению математики, языков, истории. Педагогов восхищали его способности к знаниям. Переходя из класса в класс, с одобрения педагогического совета гимназии он неизменно награждался грамотой I-й степени за отличную учебу и примерное поведение. В его характеристике было указано: «Тынышпаев с большим и постоянным интересом стал заниматься и русской историей, и историей русской литературы и культуры в частности. Он рано оказался одинаково способным к изучению математики, древних и новых языков, русской литературы». Гимназию он закончил с золотой медалью. Перед молодым человеком открылись перспективы, которые сулили ему блестящую карьеру чиновника. Его приглашают на должность переводчика в канцелярию Семиреченского военного губернаторства. Но молодой человек избрал иной путь. В годы учебы в гимназии он живо интересовался общественно-политической жизнью страны, занимался самообразованием, что послужило формированию его взглядов и мировоззрений. В одном из официальных документов (показания на допросе у следователя по требованию прокурора Верненского окружного суда) М. Тынышпаев писал: «Я являюсь свидетелем изменений условий киргизской жизни в Семиречье приблизительно с 1894 г., а будучи гимназистом старших классов и студентом, уже понимал нужды киргизского населения…». Не случайно, отмечая его выдающиеся способности, преподаватели говорили: «От него следует ожидать честной настоящей деятельности на благо Отечества». И не ошиблись. Он мог бы стать выдающимся историком, но стал инженером. Ему казалось, что на этом поприще он принесет больше пользы своему народу. Его решение поддержал директор гимназии Вахрушев, который всегда по-отечески тепло относился к Мухамеджану.

В 1900 году М.Тынышпаев едет в Санкт-Петербург и сдает документы для поступления в Императорский институт инженеров путей сообщения имени Александра I, который был одним из лучших высших учебных заведений Российской империи – поступить туда было непросто.

Петербург встретил юношу из казахских степей с удивлением и недоверием, но Мухамеджан блестяще выдержал экзамены и сумел доказать обоснованность своих притязаний. Он стал первым инородцем, рискнувшим поступить в столь престижный вуз. Мухамеджану было бы трудно учиться в далеком Петербурге без казеной стипендии. Но и тут его выручил Вахрушев, который обратился к военному губернатору Семиреченской области с просьбой об оказании Тынышпаеву материальной поддержки. В своем ходатайстве Вахрушев писал: «Принимая во внимание, что воспитанник Тынышпаев во всех отношениях образцовый ученик и притом выдающихся способностей, я считаю своим долгом усерднейше просить Ваше превосходительство предоставить ему имеющуюся в вашем распоряжении стипендию. Без таковой он не может продолжить образование в высшем учебном заведении».

В столице империи он проживал в Туркестанском общежитии, которое было организовано по предписанию генерал-губернатора Семиречья Колпаковского и получал ежегодно 420 рублей, из которых 60 рублей выдавались единовременно на покупку необходимой одежды, обуви и учебных принадлежностей. В том же ходатайстве Тынышпаев писал: «… никаких других источников я не имею, отец мой бедный даже по-киргизски». Он экономил на всем, поэтому домой на каникулы приезжал один раз в два года. Но учился он на «отлично».

Петербург полностью меняет его мировоззрение. В начале ХХ века, когда происходило формирование общественно-политических взглядов Мухамеджана, Казахстан представлял из себя отсталую колониальную окраину Российской империи. В связи с обострением социально-экономической обстановки возникает общественно-политическое движение, во главе которого стояла молодая казахская интеллигенция, в том числе и Мухамеджан Тынышпаев, чей петербургский период учебы (1900-1906 гг.) совпал с событиями первой русской революции. Он выступает на различных собраниях и вечеринках, сотрудничает с рядом либеральных изданий, где пишет о негативных последствиях массового переселения крестьян из центральных районов России в казахские степи. Свобода совести, религии, равноправие – вот вопросы, решение которых относит Тынышпаев к назревшим политическим вопросам для казахов. Следствием смелых политических требований, с которыми он выступал перед общественностью и царскими властями, явилось установление негласного надзора над Тынышпаевым.

Практику Мухамеджан Тынышпаев проходил в степях Казахстана, где в то время прокладывали железнодорожную магистраль «Оренбург – Ташкент». В 1905 году Тынышпаев сдал выпускные экзамены и защитил курсовой проект по теме «Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги» и получил диплом инженера путей сообщения с правом на чин коллежского секретаря при вступлении на госслужбу.

В 1906 году Тынышпаев работает инженером на реконструкции Среднеазиатской железной дороги от Красноводска до Чарджоу, принимает активное участие в возведении моста из металлоконструкций вместо старого деревянного через Амударью.

В 1907 году он был избран депутатом в Государственную Думу от коренного населения Семиреченского края, что является свидетельством его высокого авторитета и доверия народа. Он входил в Мусульманскую фракцию и Сибирскую группу, был членом Аграрной комиссии. Госдума второго созыва просуществовала недолго, она была распущена в июле 1907 года указом Николая II, и Тынышпаев возвращается в Туркестанский край.        

С 1913 года и до закрытия ее советской властью в марте 1918 года в Оренбурге выходила газета «Қазақ» под руководством Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова и Мыржакыпа Дулатова. Публиковался в ней и Мухамеджан Тынышпаев. Свои статьи он подписывал псевдонимом «Казахский инженер». Газета эта сыграла значительную роль в политическом воспитании народа и создании общенациональной казахской партии.

В 1907 году М.Тынышпаев участвовал в изыскательской экспедиции по изучению трассы будущей Туркестано-Сибирской магистрали от станции Арысь до реки Или, в 1907-1910 годы работал инженером особых поручений на строительстве железной дороги «Ашхабад – Ташкент». В 1911 году был назначен начальником отдела, а затем главным инженером железнодорожного строительства участка «Урсатьевская – Андижан». В 1914 году работал начальником небольшого участка железнодорожной линии, а затем главным инженером линии от Арыси до Аулие-Ата (ныне Тараз) южной части Семиреченской дороги (начало Турксиба).

После февральской революции 1917 года в апреле Временным правительством в Ташкенте был создан Туркестанский комитет, куда вошел и Мухамеджан Тынышпаев. В июле в качестве делегата от Семиреченской области он участвовал в I-м Всекиргизском съезде в Оренбурге и вошёл в число делегатов на Всероссийское учредительное собрание. В ноябре был избран в Коканде премьер-министром Туркестанской автономии, но в связи с расхождением взглядов с избранным министром иностранных дел Мустафой Шокаем покинул свой пост и уехал в Ташкент.

В 1919 году, когда Советская власть установилась в Туркестане и Степном крае, Тынышпаев перешёл на её сторону. В 1921 году Тынышпаева назначили начальником Управления водного хозяйства Наркомзема Туркестанского края в Ташкенте. В 1922 году Наркомзем назначил его на аналогичную должность в Чимкенте. В 1924 г. он был приглашён в Казахский педагогический институт преподавателем математики и физики. В этот период он занимался сбором информации о происхождении жузов, описывал историю казахских родов, составлял таблицы к генеалогии родов с краткими описаниями жизни и смерти ханов, батыров, биев, акынов, а также выступал с лекциями на эту тему в Туркестанском отделе Русского географического общества.

М.Тынышпаев внес особый вклад в формирование нынешнего облика Кызылорды. В 1925 году его назначают главным инженером по благо-устройству города Акмечети, переименованной в Кзыл-Орду в связи с тем, что сюда из Оренбурга была перенесена столица Казахской АССР. Провинциальный городок на юго-западе страны не соответствовал требованиям столицы, не было соответствующей инфраструктуры. Для придания городу облика столицы было начато строительство. Главным инженером по благоустройству Кзыл-Орды назначают Мухамеджана Тынышпаева. Под его руководством в городе вместо старых глинобитных были возведены жилые дома и административные здания из кирпича, для обеспечения города питьевой водой был спроектирован и построен канал Саркырама. Строительство шло в трудных условиях – из-за недостатка техники для перевозки строительные материалы доставлялись на верблюдах. Это был первый для республики опыт строительства новой столицы.

В марте 1926 года он едет в Алма-Ату, его назначают начальником дорожного отдела Семиреченской области. Под его руководством была построена автомобильная дорога с твёрдым покрытием «Алма-Ата –Бишпек», проведены изыскания по строительству дороги «Алма-Ата –Талды-Курган», предложен новый вариант дороги «Алма-Ата – Хоргос».

Огромен вклад Тынышпаева и в строительство Турксиба. В январе 1927 года по предложению Турара Рыскулова он вошел в Комитет содействия строительству Турксиба и способствовал открытию курсов для обучения молодых казахов железнодорожной специальности. Занимался разработкой проекта, известного как Чокпарский вариант по прокладке железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 миллионов рублей и почти на год сократить срок строительства Турксиба. В 1928 году именно он настоял на Балхашском варианте трассы в противовес Лепсинскому, благодаря чему было сэкономлено около миллиона рублей при строительстве и сто тысяч рублей в год при эксплуатации железной дороги. В сентябре 1929 года начальник строительства Турксиба В.С.Шатов издал указ об образовании в составе производственного отдела Турксиба особой службы части пути, начальником которой был назначен Мухамеджан Тынышпаев.

В 1930 году Мухамеджан Тынышпаев был арестован по ложному доносу, но следствием вина его не была установлена и его отпустили. Но вскоре вновь арестовали. Ему было предъявлено обвинение за события 1917 года, когда он был премьер-министром Туркестанской автономии. Решением ОГПУ ему дали пять лет ссылки с отбыванием срока в Воронеже, где он работал под надзором в техотделе управления постройки новой железной дороги «Москва – Донецк».

После возвращения из ссылки в 1936 году он руководит строительством железной дороги «Кандагач – Гурьев». В 1937 году его вновь арестовали за участие в антисоветском движении «Алаш Орда» и расстреляли как врага народа.

Мухамеджан Тынышпаев был реабилитирован решением Верховного суда Казахской ССР 29 сентября 1959 года за отсутствием состава преступления.

Его имя носит Казахская академия транспорта и коммуникаций, в его честь возведены памятники, названы улицы. В Центральном музее железнодорожного транспорта Казахстана первому казаху инженеру-железнодорожнику Мухамеджану Тынышпаеву посвящён отдельный раздел, где собраны многочисленные документы, фотографии, публикации в прессе, хранится кинолента документального фильма, снятого сыном Мухамеджана Тынышпаева, выпускником ВГИКа Искандером.  

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: