Открывая неизвестные страницы истории - «Кызылординские Вести»

Открывая неизвестные страницы истории

26.08.2021

1724 0

shirik rabat kalashygy

На территории Кызылординской области, раскинувшейся на сотни километров вдоль величайшей реки древности Сырдарьи, немало памятников истории и культуры, свидетельствующих о богатой истории этого края.

Как свидетельствуют средневековые ученые, миссионеры и путешественники, междуречье Амударьи и Сырдарьи, в древности носившие названия Окс и Яксарт, были заселены народами, обладавшими высоким уровнем цивилизации. Здесь возникали города и поселения, которые сыграли особую роль в истории казахского народа.

Исследованием древнего русла Сырдарьи, изучением жизни кочевых племен, населявших Южное Приаралье, историей возникновения крупных городов на этой территории в течение долгих лет занимался Сергей Толстов. Ученый яркого таланта, широкой научной эрудиции, в 30-х годах прошлого века он возглавил Хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию. О результатах ее исследований, сыгравших важную роль в изучении истории края, в книге «Хорезмская экспедиция: история и современность» писал ученый-историк, профессор Абылай Айдосов.

Через эти города шли караваны верблюдов из Восточной и Средней Азии, которые везли в Китай стекло, драгоценности, изделия мастеров-ремесленников, ценные породы лошадей. Обратно везли керамику, бусы из лазурита, перламутра, коралла и самый главный товар – шелк, благодаря которому получила свое название дорога.

 Гавань кипчакской степи

Так назвали историки и летописцы прошлого среднековый город Сыганак. Его развалины расположены в Жанакорганском районе в двух километрах к западу от аула Сунаката. За право обладать Сыганаком на протяжении веков шли самые ожесточенные битвы и сражения между различными племенами и народностями. Этим объясняется то, что в разные эпохи Сыганак был столицей древнего племени канлы, кипчакского ханства, в XV веке ставкой хана Абулхаира, а в XVI веке – столицей Казахского ханства.

Город был важным торговым центром на маршруте Великого Шелкового пути, связывавшего города низовьев Сырдарьи с городами Отрарского оазиса Таразом, Отраром и Саураном. Первые упоминания о нем сохранились в записях персидских и арабских историков X века под названиями Сунак, Сунаката, Сыганак.

До монгольского нашествия Сыганак – цветущий город с крупными постройками, окруженный возделываемыми полями. Об огузском городе на перекрестке оживленных караванных дорог с восхищением отзывались известный арабский географ того времени Махсиди и ученый-тюрколог Махмуд Кашгари. К XI веку в степи усилилось влияние кипчаков. Огузское государство, ослабленное внутренними междоусобицами, пришло в упадок.

В XII веке Сыганак становится резиденцией кипчакских ханов. Исследованием древних городов в нижнем течении Сырдарьи занимался и ученый-востоковед Александр Веселовский. Свою археологическую деятельность он начал в 1884 году в Туркестанском крае. В статье «Описание развалин древних городов по дороге из Казалы в Ташкент» ученый называет Сыганак столицей хана Токтамыша и его сходство с Жанкентом. Как пишет А. Веселовский, город соединяли каналы, которые потом разветвлялись на множество мелких арыков, за которыми были видны крепость и стены двух полуразвалившихся мечетей из жженого кирпича. Судя по кладке и архитектуре, мечети были выстроены в одно время и отличались только по величине.

Средневековая ирригационная система способствовала развитию в городе земледелия, а в окрестностях – охоты и рыболовства. В городе развиваются ремесла, растет торговля. Археологами найдены фрагменты керамической посуды, украшения, монеты, доспехи и другие артефакты. По лабораторным анализам находки, многие из которых и сейчас находятся в коллекциях музеев Москвы и Санкт-Петербурга, отнесены к V–VIII векам.

В истории города были периоды взлета и падения, одна из трагичных страниц – монгольское нашествие. Во втором десятилетии XIII века, в 1219 году, территория Казахстана подверглась нашествию татаро-монгольских племен. Цветущие города были стерты с лица земли, уничтожены величайшие памятники древней культуры. Героическую осаду Сыганака описал персидский историк Ала ад-Дин Джувейни в своей «Истории завоевателя мира». Подойдя к неприступным стенам города, старший сын Чингиз хана Джучи отправил своего посла, местного купца Хасана, с требованием сдаться. Горожане не подчинились завоевателю и убили посланника. Стойко и мужественно защищались жители Сыганака. После семидневной осады город пал. В назидание за непокорность по приказу Джучи город был сожжен, а жители казнены.

Спустя полтора десятка лет Сыганак начал снова застраиваться, возвращая былую славу и величие. Огнем и мечом создав огромную империю, Чингиз хан разделил ее между четырьмя сыновьями. Территория Казахстана вошла в состав улуса Джучи. Позже Сыганак стал столицей Ак Орды, первого крупного государственного образования в степях дешт-и-кипчак. Здесь обитали тюркоязычные племена, наряду с кипчаками жили найманы, уйсуни, карлуки, кереи, конраты. К XV веку Сыганак достигает своего наивысшего расцвета, возводились мечети, мавзолеи, медресе и жилые здания, был собственный монетный двор, который чеканил монеты с изображениями ханов Уруса, Токтамыса. Об этом свидетельствуют записи персидских и арабских ученых. Как писал историк Фазлаллах ибн Рузбихан, «степи вокруг Сыганака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо, дичь здесь чрезвычайно дешевая. Ежедневно на базары Сыганака поступало 500 верблюдов, из которых к вечеру ни один не оставался непроданным».

 Доктор исторических наук Карл Байпаков отмечал, что в 80-е годы XVI века Сыганаком завладел Мухаммед-шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Какое-то время Сыганак был крупным экономическим центром во владениях бухарского хана Абдаллы, после чего снова отошел к казахам. Удобное местоположение, из-за которого на протяжении всей истории им пытались овладеть разные племена, стало причиной его уничтожения.

– Вся история города – это история войн за обладание им, – считает руководитель научно-исследовательского центра «Археология и этнография» Кызылординского университета имени Коркыта ата Азилхан Тажекеев. – На протяжении веков город оказывался в эпицентре исторических событий. Например, после неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, создатель средневековой обсерватории. В 1423 году он был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус хана. Позже знаменитый Улугбек вновь на некоторое время захватил Сыганак, но в 1427 году был разгромлен кочевыми узбеками, пришедшими из Приаралья, и город перешел в их владение. В 1428 году после смерти хана Барака, внука Урус хана, власть перешла к хану Абулхаиру из династии шейбанидов.

Сыганак, как один из самых знаменитых культурно-исторических памятников, вошел в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО и Карту сакральных объектов региона как национальное достояние Казахстана. Археологические исследования на территории уникального городища, в разное время служившего столицами Огузского государства, Кипчакского ханства, Ак Орды и Казахского ханства, ведутся с 2003 года, а с 2014 года по решению научно-методического совета по охране и использованию историко-культурного наследия Кызылординской области, археологические раскопки на древнем городище ведутся за счет средств областного бюджета. В ходе раскопок обнаружены четыре слоя, относящиеся к разным историческим периодам. Самый нижний относится к эпохе Золотой Орды, второй – к периоду правления эмира Темира, третий и четвертый слои – к эпохе Ак Орды и Казахского ханства. В дальнейшем планируется сделать Сыганак музеем под открытым небом и включить его в туристические маршруты по сакральным местам Приаралья.

Памятники сакской культуры

Важное значение для дальнейшего исследования истории и культуры сакских племен, населявших восточное Приаралье, имеют развалины городища Чирик-Рабат. Существует даже отдельное понятие «Чирик-Рабатская культура». Уникальный город, ставка легендарной царицы саков Томирис, расположен в 300 километрах к юго-западу от Кызылорды у сухого русла Жанадарьи. Развалины городища представляют собой овальную по форме древнюю крепость, окруженную системой концентрических валов и рвов, внутри которой видна прямоугольная планировка более поздней крепости первых веков нашей эры.

Город был основан массагетскими племенами примерно в XIV веке до нашей эры. Он возник в эпоху правления великой царицы саков Томирис, одна из ярких страниц его истории – противостояние массагетских племен персидскому царю Киру.

Чирик-Рабат, возвышавшийся на высоком холме, населяли воины, гончары, кузнецы, ткачи, торговцы, а его глинобитные дома и крепостные стены под жарким солнцем Приаралья приобретали каменную твердость.

По предположению ученых, на ранней стадии крепость была убежищем и резиденцией племенных вождей. Наряду с жилыми постройками, на территории города находились мавзолеи и большие курганы. Благодаря удобному расположению на оживленном караванном пути в дельте рек Амударьи и Сырдарьи, город имел огромное стратегическое значение. Можно предположить, что в древности он был грозным оплотом южной границы саков-апасиаков. Очевидно, этим и объясняется укрепление его многорядными оборонительными сооружениями.

По мнению археологов, цветущий оазис в пустынных степях прекратил свое существование в XIV веке нашей эры в связи с пересыханием притоков реки Сырдарьи – Жанадарьи, Куандарьи и Инкардарьи. В окрестностях найдена целая система искусственной ирригационной сети, берущей начало от основного русла Жанадарьи. Это является еще одним доказательством того, что населявшие низовья Сырдарьи древние племена и народности занимались земледелием.

Еще в I тысячелетии нашей эры на старых руслах Сырдарьи Жанадарье и Инкардарье существовали города и поселения сакского периода. Комплексные исследовательские работы в последние годы ведутся на городище Бабиш-Мола на Жанадарье. В окрестностях городища Бабиш-Мола был обнаружен большой очаг промышленной деятельности, было найдено девять больших печей для обжига кирпича, мастерские. Сейчас идут работы по консервации объектов. В предыдущие годы во время раскопок найдены семена пшеницы, которые были отправлены в лабораторию для проведения дальнейших исследований.

– Планируется привлечение к работам антропологов, так как в прошлом году на Бабиш-Моле было найдено место коллективного захоронения. По нашим предположениям, здесь были похоронены члены одного рода, в ближайшем будущем здесь начнутся исследования, чтобы пролить свет на происхождение этих людей, – поделился планами руководитель международного научно-исследовательского центра «Антик» Жанболат Отебаев.

Памятники эпохи огузов

Жанкент, резиденция царя огузов, развалины которого находятся на территории Казалинского района, был крупным торговым центром средневековья. Раскопки на развалинах Жанкента и Сортобе, относящихся к эпохе огузов, а также на городище Асанас, крупном памятнике эпохи Золотой Орды, ведет научно-исследовательский центр «Археология и этнография» Кызылординского университета имени Коркыта ата, о котором говорилось выше. Как считает руководитель центра, ученый-археолог Азилхан Тажикеев, в низовьях Сырдарьи еще в эпоху раннего средневековья существовала развитая урбанизация. Об этом говорят найденные здесь развалины около 200 больших и не очень городов и поселений. Жившие в этих местах племена и народности строили города, которые стали важнейшими очагами древней и средневековой цивилизации.

– Во время раскопок на Жанкенте наряду с археологическими были использованы методы естественных наук. Лабораторные исследования найденных на месте Жанкента предметов дают основание предположить, что городская культура в Жанкенте начала складываться еще в VII веке, хотя до сегодняшнего дня мы относили Жанкент к более позднему IX веку, – говорит А.Тажикеев.

Также в ходе проведенных археологических исследований на развалинах Жанкента ученые провели консервацию найденных объектов. Кроме того, статья о результатах исследований археологов университета имени Коркыта ата, была опубликована в ряде авторитетных международных изданий по археологии и вошла в топ ста лучших работ по археологии, заняв 58 место среди 22 тысяч работ.

Развалины древнего городища Сортобе расположены в пяти километрах от поселка Жосалы в Кармакшинском районе. Город был расположен на самом берегу Сырдарьи, и когда русло реки разделилось надвое, примерно шестьдесят процентов территории городища оказалось под водой. Исследования Сортобе чрезвычайно важны, ведь этот памятник может быть напрямую связан с Жетыасарской культурой – могущественной цивилизацией, существовавшей в начале нашей эры в устье Сырдарьи. Раскопки начаты недавно, и точное назначение этого городища пока неизвестно. Есть мнения, и они подкреплены некоторыми фактами, что Сортобе был дворцом либо портовым сооружением на Сырдарье. Судя по найденным находкам, археологи датируют городище IX-X веками, это времена расцвета огузского государства. При раскопках были найдены обожженные печи – тандыры, в стенах – два захоронения, обнаружены также хумы – крупные керамические сосуды для зерна, изделия домашнего обихода из меди, кухонная утварь, кости животных. В целом, по Сырдарьинскому отрезку Шелкового пути из шестнадцати объектов, включенных по Казахстану в предварительный список ЮНЕСКО, восемь находятся в Кызылординской области.

Одной из инноваций в сфере охраны и изучения историко-культурного наследия является оснащение памятников QR-кодами. Матричный двухмерный штрихкод дает возможность оперативно получить подробную информацию. Установив специальную программу, при помощи смартфона можно совершить виртуальную экскурсию по интересующему вас объекту. В настоящее время работа по оснащению памятников истории и культуры QR-кодами продолжается.

Каждое поколение вписывает в историю страны свою строку. Дошедшее до нас через толщу веков наследие предков заслуживает внимательного изучения, так как помогает глубже разобраться в исторических событиях, обогащает нас опытом и укрепляет любовь к родной земле.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: