Сквозь призму времени - «Кызылординские Вести»

Сквозь призму времени

16.10.2021

705 0

skvoz prizmu

Известный историк-краевед Мади Киреев много рассказывал об исторических местах, о памятниках архитектуры Кызылорды.  Благодаря его архивам журналисты нашего издания в разное время  написали немало интересных публикаций по истории нашего города. Поэтому сегодня хотелось бы вернуться к этой теме и рассказать в небольшой подборке о том, как жил наш город 140 лет назад.

«К 1880 году в городе работали два кирпичных завода, две мельницы, несколько маслокачальных установок и пивной завод, который вырабатывал в год 16000 ведер пива. Сейчас на месте пивоваренного завода находится торговый дом «Агжан». На пересечении нынешних улиц Ауэзова и Токмагамбетова располагались ряды кузниц. В 1897 году в Перовске жили 5058 человек. В 1863 году здесь открылась библиотека и читальный зал. В 1885-м –школа «Намаз» при одной из мечетей, в 1901 году – русско-киргизское
училище.

Имелась в Перовске и русско-туземная школа. С 1 января 1919 года были открыты четыре русские школы, четыре мужских и одна женская мусульманская школы, которые в дальнейшем были реорганизованы в казахскую, узбекскую и польскую школы. Одна из туземных школ, построенная по проекту генерала Брюнова в 1878 году, располагалась по улице Исы Токтыбаева.

Одним из хранителей истории города и яркой его достопримечательностью служит вокзал, построенный в 1905 году в стиле русской архитектуры.   В 1907 году в городе начал работу аптечный магазин. Почтовое отделение стало работать в Перовске еще в 1868 году. В 1879 году в городе появился   телеграф. 

В конце XIX века на средства бухарца Айтбая Балтабаева была  построена мечеть. После войны в здании мечети располагались сначала медресе, кинотеатр, затем школа-интернат. В 1970-1981 годы – ковровый цех. Только с обретением независимости Казахстана мечеть обрела свой статус.

Церковь  была также построена в конце XIX века. До 1982 года в её  здании  располагался историко-краеведческий музей. В 1989 году оно было передано в ведение русской православной церкви».

Вот отрывок  из лекций М.Киреева о православном храме Казанской иконы Божьей матери: «Фонды государственного архива Москвы  берегут немногочисленные сведения о нашем храме. Строительство его началось в 1890 году и продолжалось шесть лет. До этого времени  служба в Перовске (такое название носил в то время наш город) шла в походной церкви, отстроенной в 1855 году. Первым священником в ней, как записано в архивах, был Лев Гороховский,  который проводил службу, крестил младенцев, венчал военный и гражданский люд.  Народ шел к нему со своими бедами и радостями. Освящение обители состоялось 6 декабря 1896 года. Девять колоколов украшали этот  храм. Самый большой из них  весил 136 пудов, это более двух тонн.

С приходом в Перовск Советской власти храм   действовал еще  лет пятнадцать. В 1937-м  его  отдали  под общежитие депортированным в наши края с Дальнего Востока  корейцам. В 1954 году здесь открыли краеведческий музей. И лишь только в 1990 году храм вернули верующим».

 Из рассказов  Киреева можно было узнать о том,  как жили горожане  в начале 1900-х годов.

«В Перовске было не больше семи  тысяч жителей. Город был небольшим, и все здания находились вокруг городской площади. Она находилась в том месте, где и сейчас наша центральная площадь.  Самым старым зданием  в то  время была церковь, которая и сейчас стоит на этом месте. Ее территория в то время простиралась до нынешнего парка культуры и отдыха. Была  в то  время в Перовске  уже и мечеть Айтбая. Она сохранилась до наших дней. В те годы вокруг Сырдарьи, которая протекала вдоль города,  были разбиты военные лагеря. Там жили военные. Горожане приходили смотреть, как они живут в этих лагерях. Это было своего рода развлечение. Еще перовцы любили ходить в городской сад.  Там они вели задушевные беседы, сидели в тени деревьев. 

На побережье находилась крепость, там была тюрьма и санитарный пропускник. Также  в Перовске был свой почтампт, казначейство,  канцелярия начальника и полицейского пристава уезда.  В те годы в Перовске не было своей больницы,  работали приемный покой и лазарет.   В них круглосуточно  находились  врач, акушерка и  фельдшер.  Когда пациентов было много, им помогал фельдшер. В лазарете было выделено несколько коек для душевно больных. Все лекарства для  этого приемного покоя покупали в одной единственной аптеке горожанина еврея Шелля. Рядом с аптекой находилась часовая мастерская еврея Неймана и центральная городская баня. Тканями в этом городе торговал узбек Ишанбек. Он привозил товар из Бухары, Ташкента. Особое уважение заслуживали  в то время ювелиры. На том самом месте, где сейчас находится рынок «Агжан» по улице Усербаева, находились мастерские кузнецов, гончаров, жестянщиков, сапожников. Очень много было мастерских ювелиров, слава которых распространилась далеко за пределы города. Они продавали золотые и серебряные украшения, которые охотно раскупались горожанами и приезжими покупателями. Было много желающих обучаться у ювелиров, так как профессия считалась очень прибыльной. У них были хорошие дома, они имели наемных работников и учеников.

А вот  мебельных лавок было мало, поскольку местные жители обходились самодельной мебелью, так как город этот  для военных был как плацдарм на более высокую должность. Никто здесь не старался обживаться.

В те годы в городе также имелись 343 торговые точки бухарцев, афганцев, сартов. Русские купцы привозили в Перовск муку, сахар,  а увозили отсюда ювелирные изделия,  шерсть, скот. Часть купцов обосновалась в городе, открыв первые торговые дома.  В городе было много любителей охоты и рыбалки, они заказывали приспособления в журнале «Охота». Дамы Перовска  предпочитали папи-росы «Седой генерал», а мужчины – «Пушка», крымские папиросы «Нарзан». 

Что касается образования, то  в те годы в Перовске были три школы.  Каждый год они выпускали по 180 учеников. Работали училище с интернатом, где ученики получали образование только до 6 класса, женская гимназия с пятиклассным образованием и трехклассная  русско-туземная школа для мальчиков казахов.  Закончившие эти учебные заведения, по желанию, могли учиться дальше в учительской семинарии  в Ташкенте или политехнической школе Москвы. Но там была высокая плата за обуче-
ние — 500 рублей  в год  и ограниченное число мест».

Замира АЛИШЕРОВА

Читайте также: