Через несколько дней ученики вновь сядут за школьные парты. Сейчас для них есть все условия для получения знаний, развития личности, самообразования. Это Интернет, электронные учебники, различные обучающие программы и учебники. Прошло то время, когда на урок созывал учеников медный колокольчик, а вместо ручек писали гусиными перьями. Но если окунуться в прошлое, то можно проследить, что во все времена у учеников были похожие проблемы.
На одной из лекций в университете лет 25 назад, мне запомнились интересные факты о том, как в нашем городе зарождалось школьное образование. Наш преподаватель тогда принес на лекцию архивный документ – отчет с педагогического совета одной из кызылординских школ, датируемый 1945 годом. Оказалось, что на заседании обсуждались проблемы, имеющие место и в современной жизни – неуспеваемость, прогулы уроков, ну и, конечно же, отличные результаты большинства учеников. И в наше время эти вопросы обсуждают в каждой школе на каждом педагогическом совете. Много информаций о плохой и хорошей успеваемости кызылординских школьников можно найти в различных номерах газеты «Путь Ленина» в разные годы (так ранее называлась наша газета).
В местных архивах до сих пор хранятся немало сведений о том или ином учебном заведении – в каком году открылось, количество учащихся, педагогов и другие факты. Самый достоверный, на мой взгляд, источник — личный архив историка-краеведа, профессора КГУ имени Коркыта ата Мади Киреева. В Перовске первая школа для детей-казахов открылась в 1863 году. Учеников здесь было двадцать пять, шестнадцать из которых принадлежали богатым и знатным семьям. Тут же, при школе, действовал пансион на 25 мест, где могли жить дети из уездов.
Поскольку в тот период Перовск был многонациональным городом, здесь стали появляться не только казахские и русские школы, но и татарские, узбекские. Чуть позже распахнули свои двери еврейский ходер и уральская школа – для детей из семей старообрядцев.
Самым престижным учебным заведением того времени считалось женское приходское училище. Первыми за его парты сели девять девушек. Казашек среди них не было, в основном –
русские. В 1904 году число учащихся в нем достигло пятидесяти, в 1910 году – уже 155-ти.
Как свидетельствуют архивные документы, число школ в Перовске увеличилось с приходом Советской власти – больше внимания, чем при царском режиме стало уделяться вопросам образования. Двенадцатого декабря 1918 года выходит приказ народного комиссариата о создании школ в Перовске и уездах. После выхода в свет документа в городе открылась уже тридцать одна школа – 17 казахских и четырнадцать русских. Все они были светскими, то есть религиозных предметов не преподавалось вообще. Из всех действовавших ранее церковных школ и медресе осталась всего одна мусульманская, учителем в которой служил татарин Шаги-Ахмет Валиулин.
Что касается архитектуры учебных заведений, то все они были простыми, одноэтажными, без удобств, отопление было печным. Старейшей считается школа №2, которую назвали в честь В. Ленина. Открыли ее в 1919 году, трудилось здесь в тот момент 28 педагогов, обучалось 840 учащихся. Недалеко от нее действовала узбекско-татарская школа имени Энгельса, где обучалось 244 ученика, а учителей было 12. В школе имени Карла Маркса насчитывалось 530 учеников, ее первым директором стала Теплова. В 1939 году открылась школа имени Ворошилова, сейчас это гимназия №3. Первоначально в ней было всего 337 учеников и девять учителей. Самый короткий срок действия национальной школы был у польской, созданной для детей репрессированных поляков – всего год.
Как свидетельствуют архивы, в 1938 году в области было уже 12 100 учащихся. В 1940-м, кроме школ и интернатов, был открыт и детский дом для сирот. В этих же архивах нашла сведения о прошедшем педсовете. В 1940 году в школе имени Карла Маркса разбирали поведение нескольких учащихся, которые, по словам педагогов, плохо учились, не посещали занятия, курили на перемене в туалете, сквернословили. Несмотря на то, что прошло столько времени, школьные проблемы, оказалось, всегда были почти одни и те же. Тогда обучение у мальчиков и девочек было раздельным. Классы были совсем маленькими, а детей много, так что приходилось за одну парту сажать по три, а то и четыре ученика.
В классах устанавливали контромарки, в холодное время отапливали их углем. Писали ученики на газетах, поскольку тетрадей не было, вместо ручек использовали гусиные перья. Перемена длилась несколько минут, и оповещал о ней сторож. Он обходил коридор, звоня в старый медный колокольчик. В те годы немало учителей было у нас из числа репрессированных, невыездных, сосланных в наши края за «антисоветскую» деятельность. В дальнейшем строительство школ продолжалось. Например, в 1956 году их было 268. Причем, возводить их стали и двух-, и трехэтажными, светлыми и просторными.
Мира ЖАКИБАЕВА
P.S. Материал подготовлен на основе документов из личного архива профессора М.Киреева, областного государственного архива, электронных баз публичных библиотек мира.