Школьники во все времена одинаковые - «Кызылординские Вести»

Школьники во все времена одинаковые

30.08.2022

1070 0

bda581aa 59be 415d 9e7d 588311ea05a0

Через несколько дней ученики вновь сядут за школьные парты. Сейчас для них есть все условия для получения знаний, развития личности, самообразования. Это Интернет, электронные учебники,  различные обучающие программы и учебники. Прошло то время, когда на урок созывал учеников медный колокольчик, а вместо ручек писали гусиными перьями. Но если окунуться в прошлое, то можно проследить, что во все времена у учеников были похожие проблемы.

На одной из лекций в университете лет 25 назад, мне запомнились интересные факты о том, как в нашем городе зарождалось школьное образование. Наш преподаватель тогда принес на лекцию архивный документ – отчет с педагогического совета одной из кызылординских школ, датируемый 1945 годом.  Оказалось, что на заседании обсуждались проблемы, имеющие место и в современной жизни – неуспеваемость, прогулы уроков, ну и, конечно же, отличные результаты большинства учеников. И в наше время эти вопросы обсуждают в каждой школе на каждом педагогическом совете. Много информаций о плохой и хорошей успеваемости кызылординских школьников можно найти в различных номерах газеты «Путь Ленина» в разные годы (так ранее называлась наша газета). 

В местных архивах до сих пор хранятся немало сведений о том или ином учебном заведении – в каком году открылось, количество учащихся, педагогов и другие факты. Самый достоверный, на мой взгляд, источник — личный архив историка-краеведа, профессора КГУ имени Коркыта ата Мади Киреева. В Перовске первая  школа для детей-казахов открылась в 1863 году.  Учеников здесь было двадцать пять, шестнадцать из которых принадлежали богатым и знатным семьям. Тут же, при школе, действовал пансион на 25 мест, где могли жить дети из уездов.

Поскольку в тот период Перовск был многонациональным городом, здесь стали появляться не только казахские и русские школы, но и татарские, узбекские. Чуть позже распахнули свои двери еврейский ходер и уральская школа – для детей из семей старообрядцев.

Самым престижным учебным заведением того времени считалось женское приходское училище. Первыми за его парты сели девять девушек. Казашек среди них не было, в основном –
русские. В 1904 году число учащихся в нем достигло пятидесяти, в 1910 году – уже 155-ти.

Как свидетельствуют архивные документы, число школ в Перовске увеличилось с приходом Советской власти – больше внимания, чем при царском режиме стало уделяться вопросам образования. Двенадцатого декабря 1918 года выходит приказ народного комиссариата о создании школ в Перовске и уездах. После выхода в свет документа в городе открылась уже тридцать одна школа – 17 казахских и четырнадцать русских. Все они были светскими, то есть религиозных предметов не преподавалось вообще. Из всех действовавших ранее церковных школ и медресе осталась всего одна мусульманская, учителем в которой служил татарин Шаги-Ахмет Валиулин.

Что касается архитектуры учебных заведений, то все они были простыми, одноэтажными, без удобств, отопление было печным. Старейшей считается школа №2, которую назвали в честь В. Ленина. Открыли ее в 1919 году, трудилось здесь в тот момент 28 педагогов, обучалось 840 учащихся. Недалеко от нее действовала узбекско-татарская школа имени Энгельса, где обучалось 244 ученика, а учителей было 12. В школе имени Карла Маркса насчитывалось 530 учеников, ее первым директором стала Теплова. В 1939 году открылась школа имени Ворошилова, сейчас это гимназия №3. Первоначально в ней было всего 337 учеников и девять учителей. Самый короткий срок действия национальной школы был у польской, созданной для детей репрессированных поляков – всего год.

Как свидетельствуют архивы, в 1938 году в области было уже 12 100 учащихся. В 1940-м, кроме школ и интернатов, был открыт и детский дом для сирот. В этих же архивах нашла сведения о прошедшем педсовете. В 1940 году в школе имени Карла Маркса разбирали поведение нескольких учащихся, которые, по словам педагогов, плохо учились, не посещали занятия, курили на перемене в туалете, сквернословили. Несмотря на то, что прошло столько времени, школьные проблемы, оказалось, всегда были почти одни и те же. Тогда обучение у мальчиков и девочек было раздельным. Классы были совсем маленькими, а детей много, так что приходилось за одну парту сажать по три, а то и четыре ученика.

В классах устанавливали контромарки, в холодное время отапливали их углем. Писали ученики на газетах, поскольку тетрадей не было, вместо ручек использовали гусиные перья. Перемена длилась несколько минут, и оповещал о ней сторож. Он обходил коридор, звоня в старый медный колокольчик. В те годы немало учителей было у нас из числа репрессированных, невыездных, сосланных в наши края за «антисоветскую» деятельность. В дальнейшем строительство школ продолжалось. Например, в 1956 году их было 268. Причем, возводить их стали и двух-, и трехэтажными, светлыми и просторными.

Мира ЖАКИБАЕВА

P.S. Материал подготовлен на основе документов из личного архива профессора М.Киреева, областного государственного архива, электронных баз публичных библиотек мира.

Читайте также: