Здесь хранится наследие Коркыта - «Кызылординские Вести»

Здесь хранится наследие Коркыта

15.11.2022

480 0

7 4

В музее мемориального комплекса «Қорқыт ата» представлены ценные экспонаты, рассказывающие об эпохе великого мыслителя и сказителя.

Сегодня здесь хранится более двух тысяч экспонатов. В музее представлено три экспозиционных зала, которые открывают большое полотно с изображением Коркыта. Это картина нашего земляка, известного художника, заслуженного деятеля искусств РК Агимсалы Дузельханова. Коркыт занимает особое место в творчестве мастера. На картине знаменитый сказитель изображен посреди бескрайней степи с кобызом.

Жизнь старца – не просто красивая легенда, исторические документы подтверждают его существование. По словам научного сотрудника музея Айгуль Бермахановой, первое письменное доказательство о Коркыте – героический эпос огузов «Китаби деде Коркуд». У тюркских народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме» («Сказание об Огузе»). По этой книге родина Коркыта городище Жанкент – центр огузских племен IX-XI веков, который располагался на берегах Сырдарьи. А место, где он обрел бессмертие, – Кармакшинский район.

В экспозиционном зале – панно с изображением Жанкента. Как свидетельствует историография, впервые городище упоминается в дошедших до нас сочинениях арабского географа Ибн-Руста начала X века. Название средневековой столицы огузов Жанкент (Янгикент) переводится как «новый город» или «новая столица». В ряде средневековых письменных источников говорится о том, что Жанкент был резиденцией царя огузов. Впервые ученые его посетили в 1740 году – исследователи поручик Гладышев и геодезист Муравин побывали в низовьях Сырдарьи на развалинах Жанкента и других городищ. Первое упоминание городища принадлежит Е.К.Мейендорфу, совершившему путешествие из Оренбурга в Бухару. В печати первые описания этого городища появились в 1867 году благодаря заметкам А.И.Макшеева и В.В.Григорьева. В том же году для изучения Жанкента в низовья Сырдарьи был отправлен известный русский ученый П.И.Лерх. В советский период археологические исследования в Казахстане возобновились в конце 1920-х годов. В 1946 году в низовья Сырдарьи для исследований прибыла Хорезмская историко-этнографическая экспедиция АН СССР под руководством С.П. Толстова. Она провела аэрофотосъемку, собрала материал. Новый этап исследования городища Жанкент датируется 2005 годом, когда объединились усилия ученых Института археологии им. А.Маргулана, КГУ имени Коркыта ата и Института этнографии и антропологии РАН.

В музее есть тематические стенды, посвященные историко-культурным памятникам земли Сыра. Здесь представлены редкие экспонаты, найденные учеными научно-исследовательского центра «Археология и этнография» КГУ имени Коркыта ата в ходе раскопок на древних городищах Жанкент, Чирик-Рабат, Сыганак, памятниках Жетыасарской культуры. В ходе археологических работ получен прекрасный комплекс предметов материальной культуры, который проливает свет не только на хозяйство, но и на духовную культуру огузов. Получена большая коллекция находок, представленная медными монетами, орудиями труда, бронзовыми изделиями в виде серег, колец, бубенчиков, нашивных бляшек – аналогий в памятниках конца I начала II тысячелетия н.э. Керамика представлена столовой и хозяйственной посудой в виде хумов, кувшинов, кружек, пиал, изготовленных на гончарном круге. К числу археологических находок относятся и ювелирные изделия – бусы из различных камней, костей, металла, а также игральные предметы в виде одного образца костяного предмета, предположительно – шашки. Все эти предметы, по мнению ученых, импортированы и находят ближайшие аналогии в других культурах Средней и, возможно, Южной Азии.

Кобыз занимает особое место в музее. Его авторы – Аманжол Найманбай и Хабар Самат. Мастера подарили музыкальный инструмент музею в 2000 году. В памяти народа Коркыт прежде всего создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе. Кюи – одно из самых прекрасных и сокровенных наследий казахской традиционной музыкальной культуры. Не одно поколение казахского народа выросло и было воспитано на высоком и благородном наследии таких великих кюйши, как Курмангазы, Даулеткерей, Байжигит, Таттимбет, Казангап, Сугир, Тока и Абыл. Продолжатели традиций Коркыта – Искак Дукенулы, Жаппас Каламбаев, Даулет Мыктыбаев, Нышан Шаменулы, Ыкылас Дукенулы, Балкы базар, Турмагамбет, Рустембек, Шамшат, Сарсенбай жырау внесли большой вклад в широкую пропаганду музыкального искусства нашего великого предка. В музее представлены книги, аудиодиски, рукописи и фотографии этих мастеров. Здесь хранятся личная домбра и аудиокассета Кошенея.

Во втором экспозиционном зале хранятся уникальные изображения могилы Коркыта. В частности, рисунок мавзолея (1906 г.), сделанный по поручению русского исследователя И.А.Кастанье. Рядом копия фотографии могилы (1866 г.) из альбома «Түркістан».

– Мавзолей Коркыта, находившийся на берегу Сырдарьи, простояв около 1300 лет, разрушился, – сказала научный сотрудник. – Востоковед Абубакир Диваев, доказавший, что великий мыслитель родился и жил на берегах Сырдарьи, в 1866 году проезжал из Ташкента в Казалинск. По пути посетил могилу Коркыта. Её он нашел в плачевном состоянии и попросил сопровождавшего его помощника губернатора, подполковника Арзамасцева (тот был фотолюбителем) сделать две фотографии: одна сделана с берега, вторая – со льда реки. Копия одной из них хранится в музее. Известный исследователь А.Маргулан писал в своих трудах о могиле Коркыта, что основание построено в форме четырёхугольника, а стены воздвигнуты из жженого кирпича. Согласно преданиям рядом с могилой, ближе к реке, находится могила его младшей сестры. В конце XIX века могила Коркыта из-за наводнений начала разрушаться, но благодаря своей прочности простояла ещё полвека. Стены полностью разрушились в 1952 году.

В третьем экспозиционном зале посетителям представлен электронный (отсканированный) вариант книги «Китаби деде Коркуд». Как отметила А.Бермаханова, эпос известен, в основном, по двум рукописям: дрезденской, состоящей из 12 сказаний, и ватиканской – из 6 сказаний. У тюркских народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме». В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Она была переведена на языки народов Западной Европы, Востока. Впервые на казахском языке она вышла в свет в 1986 году в переводе А.Конратбаева.

Экспозиции дополнены материалами, рассказывающими об истории мемориального комплекса «Қорқыт ата». Как сказала А.Бермаханова, в 1980 году по проекту архитектора Б.А.Ибраева и физика-акустика С.И.Исатаева на месте прежнего захоронения Коркыта ата был воздвигнут памятник высотой 8 метров, состоящий из 4-х прямых стел, устремленных ввысь. В центре расположен кобыз, который при порывах ветра издавал звуки. В 1997 году во время реставрационных работ были построены также амфитеатр, пирамида желаний, музей, гостиница. Архитектурный ансамбль стал мемориальным комплексом. С 2000 года он работает как филиал областного музея. В 2014 году комплекс был полностью реконструирован. Построено новое здание музея, администрации и другие объекты.

Мемориал посещают люди со всего мира, считая его святым местом. Комплекс «Қорқыт ата» включен в список историко-культурных объектов «Сакральной географии Казахстана». Многонациональная номинационная заявка «Наследие Коркыта ата: эпическая культура и музыка» включена в перечень нематериальных памятников культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: