Вечная спутница - «Кызылординские Вести»

Вечная спутница

24.09.2022

232 0

dombyra walnut 01

Казахстан – удивительная и прекрасная страна, культура которой никогда не перестанет удивлять. Кобыз, жетыген, сыбызгы, шертер, асатаяк – где же еще можно встретить подобные инструменты? Но одним из главных музыкальных инструментов, который можно назвать символом казахского народа, считается домбра. Она по праву считается национальным достоянием Республики Казахстан. Главным образом она выделяется тем, что имеет всего две струны, но это никаким образом не ограничивает ее.

Домбра по праву является одним из семи национальных сокровищ Казахстана. В 2007 году отечественные ученые определили семь уникальных культурных явлений, оказавших большое влияние на развитие, духовное в том числе, становление страны и ее народа. В этот список вошли домбра, наскальные рисунки урочища Тамгалы, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, наскальные мечети Мангистау, казахская юрта, монумент «Байтерек», иссыкский «Золотой человек». В 2010 году домбра занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

История домбры уходит корнями в эпоху неолита. Учеными были обнаружены древние наскальные рисунки, датированные этим периодом, с изображением очень похожего музыкального инструмента. Значит, можно считать доказанным факт: домбра является древнейшим из струнных щипковых конструкций. Ее возраст – несколько тысячелетий. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что хорезмийские двухструнки бытовали не менее двух тысяч лет назад, они были одними из музыкальных инструментов сакских кочевых племен. Эти древние двухструнки имеют большое сходство с казахской домброй и являются ее прототипом.

 Различают два вида домбры – западная и восточная. Разные формы домбры были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф западных домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом.

Размеры инструментов и формы корпусов влияют на силу звучания: чем больше размеры, тем громче домбры. На характер звучания влияет и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом, между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь.

Шанак – корпус домбры, выполняет роль усилителя звука. Какпак – дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента – тембр. Пружина – это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270-295 мм.

У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длиной от 250-300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили. Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм. Подставка – очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента. Струна – источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы.

Легенда о домбре рассказывает, что она была изобретена, чтобы рассказать хану о гибели его единственного сына. Хан не желал слышать о смерти сына и велел залить глотку свинцом каждому, кто осмелится сообщить ему об этом. Не промолвивший ни слова музыкант игрой на домбре смог донести до хана печальную весть.

Горячий свинец прожег дерево, и в домбре образовалось отверстие. Спустя много веков в 1925 году казахский певец Амре Кашаубаев покорил взыскательную публику на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже своим пением и виртуозной игрой на домбре.

Тогда же его голос был записан Парижским музеем голоса. Известный композитор и музыковед Ахмет Жубанов в 1933 году создал домбровый ансамбль при Алма-Атинском музыкально-драматическом техникуме. С 1938 года впервые в истории казахской музыки оркестр стал исполнять произведения по нотам, в его состав были введены реконструированные кобызы, домбры. В 1944 году оркестру было присвоено имя народного певца Курмангазы.

Сегодня домбра – почитаемый национальный инструмент Казахстана. С 2018 года введен праздник – День домбры (дата – первое воскресенье июля). Сразу две древние истории повествуют о возникновении домбры. Два брата-великана жили высоко в горах. Несмотря на родство, были они совершенно разными: один – работящий и тщеславный, второй – беззаботный и веселый. Когда первый решил построить большой мост через реку, второй на помощь не спешил: сделал домбру, играл на ней круглые сутки. Несколько дней прошло, а веселый великан так и не начал работать. Разозлился работящий брат, выхватил музыкальный инструмент и разбил о скалу. Домбра сломалась, но ее отпечаток остался на камне. Много лет спустя благодаря этому отпечатку домбра была восстановлена.

Есть и легенда, объясняющая, почему у домбры всего 2 струны. Первоначальное устройство, согласно сказанию, предполагало наличие пяти струн. Отверстия посередине не было. Храбрый джигит влюбился в дочь хана. Отец невесты попросил претендента доказать любовь к девушке. Парень появился в шатре хана с домброй, стал играть проникновенные мелодии. Начало было лиричным, но затем джигит исполнил песню о жадности и жестокости хана. Разозленный правитель в отместку вылил на корпус инструмента горячий свинец: так 3 струны из 5 были уничтожены, посередине появилось резонаторное отверстие. Как бы удивительно это ни прозвучало, но на домбре можно играть любую музыку – от классических произведений и народных мотивов до современной поп-музыки. Для этого надо всего лишь научиться управляться с этими двумя струнами и, конечно же, много тренироваться. Хоть раньше ансамбли с домброй были чем-то невероятным, но сегодня она может играть с любым другим инструментом в паре или даже в оркестре. Вместе с другими народными струнно-щипковыми инструментами она звучит очень гармонично и приятно.

А знали ли вы, что помимо казахов, домбра считается народным инструментом крымских татар (ногайцев), калмыков. Установлено, что двухструнные музыкальные инструменты были распространены среди саксов-кочевников примерно 2 000 лет назад. Примерно в это же время подобные домбре модели пользовались популярностью у кочевых племен, проживающих на территории нынешнего Казахстана.

Не секрет, что народные музыкальные инструменты всегда имели не только большую культурную ценность у себя на родине, но и оказали значительное влияние на современную музыку. Довольно часто может показаться, что народные мотивы вымирают наряду с огромным количеством других культурных традиций. Но на самом деле молодое поколение никогда не забудет свою историю, если мы им ее расскажем. И это напрямую касается и музыки. Подрастая, наши дети начинают не только уважать подобные вещи, но и возрождать их. А интерес, как и его популярность, к этому инструменту никогда не угасал. В наших силах сохранить эту традицию и передать ее следующему поколению.

Майя Аденова

Читайте также: