Уроки Учителя как событие — «Кызылординские Вести»

Уроки Учителя как событие

23.08.2022

324 0

Одним из условий познания себя в мире является понимание того, что существует связь времен, что настоящее и будущее определено прошлым. Эта связь устанавливается через ключевые события прошлого, которые проявляют себя в будущем, и они коренным образом меняют направление жизни человека.

Сфокусированный взгляд на событиях прошлого помог мне определить, что они были связаны с уроками Матаева Мустафы Матаевича, кандидата философских наук, профессора Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата, Почетного академика Академии социальных наук РК, академика Международной академии педагогических наук, Почетного работника образования РК. Несмотря на то, что сегодня нет рядом Учителя, я благодарна ему за то, что он сыграл важную, событийную роль в моей жизни.

Впервые я встретила Мустафу Матаевича в 1979 году. В то время он возглавлял кафедру марксистско-ленинской философии и научного коммунизма в Кзыл-Ординском педагогическом институте имени Н.В.Гоголя, а я, будучи молодым специалистом, только начинала трудовую деятельность в качестве преподавателя кафедры. Учитывая мою базовую подготовку искусствоведа и историка искусства, на кафедре мне определили лекционные и практические часы по эстетике – разделе философского знания, эмпирической основой которого, является искусство. Педагогического опыта у меня еще не было и Мустафа Матаевич, прекрасно понимая это, очень интеллигентно и мягко попросил меня подготовить лекционный материал по дисциплине для дальнейшего обсуждения на кафедре. Как сейчас хорошо понимаю, он счел необходимым провести подготовку и контрольную проверку моих будущих занятий, за что я ему очень благодарна! Такая предварительная работа по обработке, структурированию учебного материала с последующим обсуждением среди преподавателей кафедры чрезвычайно облегчила мою дальнейшую работу со студентами. Такой педагогический метод с молодыми преподавателями и сейчас чрезвычайно актуален, ведь, несмотря на наличие огромного массива Интернет-ресурсов, молодые преподаватели, к сожалению, не всегда способны качественно обработать материал, обратить внимание на основные положения в раскрытии темы. Для этого необходим опыт, который, как известно, приходит со временем или Учитель, который на начальном этапе подскажет нужное направление и окажет необходимую помощь.

Еще одно воспоминание связано с характером проведения заседаний кафедры. Мне, как молодому специалисту казалось, что подробное обсуждение вопросов занимает слишком много времени. И только сейчас я понимаю, что для Мустафы Матаевича принципиально важным было тщательно проработать все вопросы повестки кафедры, чтобы впоследствии не возникало проблем из-за недоработок или недопонимания, его критические замечания во время заседания были настолько ценными, что помогали нам, молодым преподавателям, преодолевать свои недостатки и совершенствовать свои достоинства. Такая повседневная, кропотливая работа приводила в итоге к дисциплинированности каждого преподавателя кафедры, а главное – к ответственности за свои результаты.

На кафедре я всегда ощущала со стороны Мустафы Матаевича профессиональную поддержку и внимание к моей работе, что являлось важным фактором формирования таких качеств педагога, как ответственность, стремление к профессиональному росту, следование нормам педагогической этики.

Вскоре передо мной встал вопрос о дальнейшей научно-педагогической подготовке в аспирантуре. И, именно Мустафа Матаевич подсказал мне сделать правильный выбор для дальнейшей специализации по эстетике, учитывая мое историко-искусствоведческое университетское образование, которое, по сути, являлось хорошей эмпирической основой для философской научной подготовки. Этот выбор был обусловлен пониманием того, что философское изучение полученных ранее знаний станет основой для достижения в дальнейшем профессионализма в научно-педагогической деятельности. Однозначно, это было поворотным событием, определившим мою будущую жизнь.

После окончания аспирантуры я, к большому сожалению, очень редко встречалась с М.Матаевым. В 1980 году он стал деканом филологического факультета, затем возглавил работу по созданию специальных кафедр «Правоведение» и «Государство, теория и история права», которыми он руководил с 1992 по 2002 годы. Именно с этого времени университет стал проводить профессиональную подготовку работников в сфере юстиции и правоохранительных органов нашего региона. Как заведующий этих кафедр, Мустафа Матаевич еще в 90-е годы прошлого столетия счел необходимым ввести спецкурс «Мусульманское право», поскольку считал, что религиозная грамотность будущих специалистов является важной составляющей светского образования. В этом проявился его философский подход к образованию, в основе которого, по его мнению, должна быть культурно-гуманитарная
подготовка.

Несмотря на очень большую занятость Мустафы Матаевича, я всегда была уверена в том, что обратившись к нему по любому вопросу, получу поддержку, добрый и мудрый совет. Моя уверенность в его помощи была основана на том, что его уроки, несомненно, стали событием в моей судьбе.

В одной из юбилейных статей о Мустафе Матаевиче я встретила определение «матаевская школа». В статье отмечалось, что те, кто прошел обучение в этой школе, обладает многими важными качествами, главное из которых профессионализм. Мне очень хочется надеяться, что и я, в свое время, прошла эту школу, открыв тем самым для себя дорогу в большую жизнь.

Галия КУЛБАШЕВА, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Кызылординского университета имени Коркыта ата

Читайте также: