Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана» отметил основные отраслевые приоритеты: «Малый, в особенности микробизнес, играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны. В первую очередь он обеспечивает постоянную занятость жителей села, снижает безработицу. Формируя налоговую базу, также пополняет местный бюджет. Кроме того, развитие массового предпринимательства дает возможность избавиться от укорененных в сознании патерналистских установок и иждивенчества. Поэтому государство продолжит оказывать поддержку бизнесу».
Экономику нашего региона развивают активные и предприимчивые люди. Одна из них – жительница Казалинского района Женискуль Кыстаубаева, которая в прошлом году открыла цех по производству колбасных изделий.
Предпринимательница прошла курсы по приготовлению колбас в Астане, почти два месяца она стажировалась и познавала секреты этого производства. Потом вернулась в Казалинск. Нашла подходящее помещение под цех, в ремонт которого вложила немало средств. Для будущего производства приобрела необходимое оборудование и приступила к делу. Примечательно, что работать начала по канонам халал-индустрии. Раньше в районе она занималась реализацией мяса и потому знает не понаслышке, где и у кого нужно приобретать качественное сырье для производства.
В цехе, откуда начинается путь будущей колбасы до торговых прилавков и столов казалинцев, после разделки и обвалки мясо перерабатывается на фарш, добавляются специи в зависимости от рецептуры и вида продукции. Затем готовая смесь поступает в производственный цех, где происходит набивка и формовка колбас, которые потом вешаются на специальную раму и отправляются отстаиваться, чтобы фарш созрел.
– После колбаса отправляется в автоматическую камеру, где происходит ее нагрев до 76 градусов. То есть она буквально варится там. Потом идет обмывка с шоковым охлаждением до 30 градусов. Весь процесс – парка, сушка, охлаждение, копчение – происходит в одной печи. После колбаса отправляется в холодильники остывать до четырех градусов, – сказала предпринимательница.
Пока здесь выпускают шесть видов колбасных изделий под брендом «Казалинская колбаса». Продукция реализуется в местных магазинах. Причем с их владельцами у Женискуль есть договоренность, что если в течение двух недель ее товар не продадут, то владельцы магазинов могут сдать ее обратно в цех.
– Но пока таких случаев не было, наоборот, говорят, что наша колбаса по вкусу похожа на ту, что была раньше, – делится предпринимательница. – В сутки выпускаем 600 килограммов колбасы. Выдерживать жесткую конкуренцию помогает собственная стратегия – не обманывать потребителя и производить экологически чистый продукт, использовать только свежее мясо, не добавлять химии, искусственные шпики и прочее. Кстати, сейчас заказы на продукцию стали поступать и из других районов и областного центра, клиенты узнают о нашей продукции благодаря странице в Instagram. Радует, что есть постоянные покупатели, значит продукция пришлась по вкусу землякам.
Отрадно, что в районе развивается собственное производство, создаются новые рабочие места, в магазины поступает свежая и качественная продукция местных товаропроизводителей. У начинающей предпринимательницы впереди много планов: расширить цех, заняться производством сыра из натурального молока и соответственно создать новые рабочие места. Для реализации задуманного она планирует воспользоваться государственной поддержкой. И это правильно, поскольку сегодня государство предлагает множество эффективных программ, как для начинающих, так и для действующих предпринимателей. Главное – желание и целеустремленность, иметь продуманный бизнес-план и действовать.
Наталья ЧЕРНЕЙ