«Тайны ценных экспонатов-9»: тюбетейка и жайнамаз Калжана ахуна - «Кызылординские Вести»

«Тайны ценных экспонатов-9»: тюбетейка и жайнамаз Калжана ахуна

20.11.2021

940 0

2 1

«КВ» продолжает рассказывать о достижениях проекта «Құнды жәдігер», в рамках которого учёными-историками Казахстана и кызылординскими этнографами и краеведами раскрываются тайны ценных экспонатов древности. Напомним, телепроект в нашей области впервые был запущен весной текущего года сотрудниками областного историко-краеведческого музея, его филиала музея «Ақмешіт» совместно с телеканалом «Qyzylorda» по проекту «Сакральная география Казахстана» в рамках программной статьи Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

В прошлых номерах нашей газеты были опубликованы материалы о более двадцати исторических сакральных предметах, которыми в древности пользовались мусульманские духовные наставники, ахуны, ишаны, бии, а также батыры Приаралья.

Сегодня эксперты нашей постоянной рубрики «Ценные экспонаты» – участники проекта, научный секретарь областного историко-краеведческого музея Асхат Сайлау и заведующая его филиалом, музеем «Ақмешіт» Кенжегуль Ахметова рассказали о ценных предметах, которыми пользовался известный религиозный проповедник Калжан ахун, живший в Приаралье в конце ХІХ и начале ХХ веков.

3 1

Калжан ахун (Калмухаммед) Булекбайулы (1862-1916 г.г.) – представитель рода табын, населявшего территории местности Жаман-Карагай в Актюбинской области. Его отец Булекбай, в свое время отправившийся погостить к родственникам в Каракалпакстан, там женился и остался жить. Спустя время он возглавил казахскую общину Каракалпакстана. Еще через годы Булекбай батыр становится беком Хивинского ханства.

Калжан ахун появился на свет, когда его отцу было 77 лет. Родители дали ему имя Калмухаммед, но в детстве они называли его уменьшительно-ласкательным Калжан. Так за ребенком закрепилось новое имя. По тенденции того времени Булекбай батыр отдал Калжана с семи лет в медресе учится грамоте.

– В учебном заведении Кокильташ Калжан ахун отучился ровно десять лет и к своим двадцати семи годам основательно освоил шариатскую и юридическую науку, – говорит А. Сайлау. – Параллельно будущий мусульманский проповедник скрупулезно изучал философию, астрономию, математику, биологию, освоил уроки по хозяйственному управлению. В этом же медресе молодой Калжан, тогда уже свободно владеющий арабским, персидским, чагатайским языками, получает звание «ахун». Степень «ахун» в исламе означает звание учёного высшего разряда, мусульманский религиозный чин – учитель-наставник. По преданию, Калжан ахун был близок и к поэзии.

Во время учёбы в Кокильташе Калжан близко подружился с уроженцем Приаралья Ораз ахуном Бекетайулы. Хорошо зная о высокой образованности Калжана ахуна, Ораз ахун отдает за него свою дочь Зайтек и в 1890 году приводит его к сородичам рода табын на современную жалагашскую землю. Соплеменники Калжана ахуна встретили его в низовье Сырдарьи с распростертыми объятиями. Местное население, хорошо знавшее его учёное имя, с великой радостью готовилось отдать ему на обучение своих детей. Однако для дальнейшего развития своего уровня образования и воспитания Калжану ахуну необходимо было открыть специальное учебное заведение. Подумав об этом, он в 1902 году инициировал строительство мечети-медресе на берегу Сырдарьи. Местное население с большим энтузиазмом поддержало это начинание ахуна.

По словам Кенжегуль Ахметовой, период возведения мечети-медресе выпал на начало XX века. В те годы в Приаралье полным ходом шло строительство железной дороги Оренбург – Ташкент. Поскольку нужны были стройматериалы, провидец Калжан ахун покупает у строителей кирпичный завод и начинает производить керамические кирпичи. Строительство медресе, начало которого было заложено в это время, было завершено в 1916 году. Однако Калжан ахун еще задолго до завершения стройки будет читать лекции ученикам, стремящимся самостоятельно посещать уроки и получить образование. Еще один известный факт – в ряде источников встречается упоминание о том, что, зная о высокой образованности Калжана ахуна, известный казахский советский акын, жырау, переводчик Турмагамбет Изтлеуулы тоже посещал лекции Калжана ахуна.

– Именно в эти годы Калжан ахун, который был хорошо известен в народе своими выдающимися способностями, высоким уровнем знаний и полезной деятельностью, подвергся гонениям колониальной политики царской России, – говорит К. Ахметова. – Проповедника ислама упекли в тюрьму. Будучи в изгнании и заключении он ушёл из жизни в 1916 году, так и не увидев во-
очию возведенное по его воле новое здание медресе. Его строительство полностью завершили именно в этот год.

В настоящее время мавзолей Калжана ахуна, расположенный рядом с мечетью-медресе, находится в довольно ветхом состоянии. Также до наших дней хорошо сохранились книги, рукописи, тюбетейка и коврик, подстилаемый во время молитвы, – жайнамаз, которыми при жизни пользовался Калжан ахун.

Рассказывая о сохранившихся до наших дней рукописях, А. Сайлау сообщил, что в 2004-2005 годах сын Муаммера максума (второй сын Калжана ахуна) Хасанатулла собрал подлинники и передал их в фонд областного историко-краеведческого музея. В те годы в рамках государственной программы «Мәдени мұра» в музее был открыт экспозиционный зал «Редкие книги и рукописи» с собраниями найденных в Приаралье книг и рукописей на арабском, персидском и чагатайском языках. При переводе с арабского языка более чем 40 сохранившихся листов рукописей Калжана ахуна, хранящихся в фонде музея, было установлено, что в них расписаны религиозные обряды, данные исламскими учёными.

– А тюбетейка Калжана ахуна как сакральный предмет прекрасно сохранился его потомками, – рассказывает А. Сайлау. – Она украшена растительным орнаментом, вышитым с помощью цветных нитей. Экземпляр относится к типу тюбетеек ХІХ-ХХ веков. Он широко распространён в странах Средней Азии. В настоящее время сакральный головной убор как ценный экспонат хранится в фонде областного историко-краеведческого музея.

Как отметила заведующая музеем «Ақмешіт» Кенжегуль Ахметова, наследие, оставшееся от Калжана ахуна, все еще требует тщательного изучения. Две его ценные исторические реликвии сегодня хранятся в посёлке Теренозек, в фонде Сырдарьинского районного историко-краеведческого музея. Это молитвенный коврик и каменное точило.

– Орнамент жайнамаза Калжана ахуна вышит полосками из жёлтых, чёрных и серых нитей, – рассказала К. Ахметова. – Длина коврика – 115 сантиметров, ширина – 62. В исламских странах сохранилась вера в то, что во время совершения намаза специальная молитвенная дорожка изолировала каждого мусульманина от внешнего мира. Тип коврика относится к ХІХ-ХХ векам. Он был широко распространён в странах Средней Азии. А точильный камень Калжан ахун использовал в домашнем быту. Длина камня прямоугольной формы – 13 сантиметров, ширина – 6, а толщина – чуть больше двух сантиметров. Сакральный предмет был сохранен потомками ахуна.

Айдос АБСАТ

Читайте также: