Защищая права потребителей - «Кызылординские Вести»

Защищая права потребителей

19.08.2023

358 0

obshhaja111

С начала текущего года 199 кызылординцев обратились с заявлениями в областной департамент торговли и защиты прав потребителей, что на 7,6 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Об этом на брифинге в региональной Службе коммуникаций сообщил руководитель кызылординского департамента Еркасым Жайбергенулы.

Как стало известно в ходе проведенного анализа, чуть больше половины обращений населе-
ния – 53,3 процента – касались нарушений в сфере розничной торговли. В частности,  отказ вернуть деньги за некачественный товар или обменять его (по закону в течение 14 дней в случае сохранения надлежащего вида продавец обязан принять товар обратно, если другое не оговорено законом). В 13 случаях (6,5 процента) жители жаловались на нарушения при начислении оплаты за предоставленные коммунальные услуги и за недобросовестное исполнение своих обязанностей кооперативами собственников квартир, 15 заявлений граждан касались нарушений в онлайн-торговле, в том числе обман потребителей, предоставление некачественного товара, семь заявлений в отношении банковских структур, в том числе жалобы за высокие проценты и другие.    

Было удовлетворено 146 обращений, или 73,3 процента, даны разъяснения по 17 заявлениям, 34 заявления были направлены  в другие государственные органы для вынесения решений. Всего за отчетный период потребителям при содействии департамента возместили 3,1 млн тенге, за аналогичный период 2022 года – 1,2 млн тенге. 

Для информирования потребителей и субъектов предпринимательства об их правах и обязанностях регулярно проводились «круглые столы», дни открытых дверей, лекции, семинары, в социальных сетях публиковались статьи и видеоролики.

Также спикер сообщил, что разработан проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». В настоящее время законопроект направлен на рассмотрение Парламента. 

К слову, в новом законопроекте предлагается  внедрить институт омбудсмена, с введением которого будет осуществлено институциональное усиление общественной защиты прав потребителей. Это позволит  поднимать системные проблемы в сфере защиты прав потребителей страны на более высокий уровень государственной власти.

Предполагается введение трехуровневой системы рассмотрения и разрешения жалоб потребителей.  На первом уровне предлагается ввести обязательное рассмотрение жалобы продавцом. Для этого законом предусмотрены нормы, направленные на усиление роли общественных организаций в роли институтов досудебного рассмотрения споров. В частности, к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров отнесены институты посредничества и арбитража, ассоциации по защите прав потребителей, а также саморегулируемые организации. Законом предусмотрена обязанность продавца рассмотреть жалобу в течение десяти  дней. В случае игнорирования жалобы со стороны недобросовестного предпринимателя предусмотрена возможность привлечения его к ответственности.       На втором уровне жалоба поступает либо в институты досудебного рассмотрения споров, либо в уполномоченный орган. При этом законопроектом регламентированы сроки и порядок направления, а также рассмотрения жалоб. Для стимулирования институтов досудебного регулирования законопроект предусматривает возможность освобождения предпринимателей от административной ответственности в случае разрешения спора в досудебном порядке. И третий уровень – судебное разбирательство. Между тем, досудебное урегулирование споров является наиболее цивилизованным и эффективным средством решения конфликтов. Более того досудебное урегулирование споров имеет очевидные преимущества, так как судебный порядок решения спора – процесс достаточно длительный, а гарантии процессуального характера достигаются посредствам сложных судебных процедур.

Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ

Читайте также: