«Сколько бы еще успел сделать...» - «Кызылординские Вести»

«Сколько бы еще успел сделать…»

06.10.2022

581 0

1 3

Годы Великой Отечественной войны были трагичными в жизни казахов. Вместе с другими солдатами на полях сражений воевали и представители казахской культуры. Немало казахских композиторов, музыкантов и дирижеров героически погибли, защищая Родину.

В наследство потомкам война оставила незаживающие физические и душевные раны, долгий и тяжелый путь восстановления. Вспоминая казахских музыкантов, воевавших на фронтах Великой Отечественной, не вернувшихся к своим матерям и детям, мы непременно прикасаемся к их творчеству. Знать, помнить и изучать произведения погибших деятелей культуры – долг и задача потомков. Радует, что ныне труды творческой интеллигенции стали предметом исследований для искусствоведов и культурологов, большая часть научных работ вышла в свет.

В истории казахской культуры немало талантливых личностей, имена которых в силу различных причин и обстоятельств оказались незаслуженно забытыми. К ним можно отнести советского казахского композитора, домбриста-кюйши, дирижёра и концертмейстера Малика Жаппасбаева. К судьбе музыканта проявил интерес заслуженный деятель РК, профессор Кызылординского университета имени Коркыта ата, член Союза композиторов Казахстана, дирижер Муслим Амзе. Благодаря ему появились новые материалы о жизни композитора, его творчестве, которые отразились в книге «Музыкальное наследие Малика Жаппасбаева».

М.Жаппасбаев родился в 1914 году в Сырдарьинском районе. В 1935 году его пригласили в Алма-Ату на должность концертмейстера оркестра казахских народных инструментов, который позже стал носить имя Курмангазы Сагырбайулы. Одновременно был домбристом и дирижёром в Казахской государственной филармонии.

Жаппасбаев известен как исполнитель шертпе-кюев. Среди написанных им произведений наиболее известны «Қарағанды туралы ән» («Песня о Караганде»), «Сәлем» («Привет»), «Жастық жыры» («Песня о молодости»).

Он принимал участие в Великой Отечественной войне, погиб в 1944 году.

По словам заслуженного деятеля Республики Казахстан, доктора искусствоведения, профессора Сауле Утегалиевой, в основу книги легли архивные материалы, а также авторские исследования, актуализирующиеся на новых методах изучения с точки зрения профессионального практикующего дирижера. Некоторые выводы автора отличаются от общепринятых и применявшихся в искусствоведении ранее. По мнению ученого, автор раскрывает неизвестные стороны дирижера М.Жаппасбаева, которые ранее не затрагивали другие ученые.

– Несмотря на большой объем исследовательской работы, книга удобна для чтения, изучения и применения техник и методов специалистами музыки, студентами специализированных учреждений образования и музыковедов, – сказала доктор искусствоведения. – Отмечу один из важных моментов работы – обновление партитур песен композитора с помощью компьютерной программы, что позволяет максимально адаптировать их для современного оркестра казахских народных инструментов. Книга «Музыкальное наследие Малика Жаппасбаева» – готовое методическое пособие по многим взаимосвязанным дисциплинам, таким как «история исполнительства», «казахская музыкальная литература», «дирижирование», «инструментоведение». Это прекрасный учебник для студентов, открывающий новые профессиональные знания и навыки.

Ученый, профессор Умитжан Джумакова также считает, что М.Жаппасбаев в числе тех, кто оставался «в тени» за большими именами и в силу разных причин был менее известным и малоизученным.

– Как и многие музыканты, стоявшие в начале ХХ века у истоков развития профессионального музыкального искусства, он пробовал себя в разных областях – в сочинении музыки, в домбровом исполнительстве, в дирижировании, – говорит У.Джумакова. – Но он прожил совсем недолгую жизнь, всего 29 лет, причем последние годы приходятся на военное время. И конечно, в этот отпущенный судьбой срок он не смог, не успел реализоваться.

Книга о жизни и творчестве композитора преподнесена автором в жанре учебного пособия. Здесь есть многие необходимые для учебно-методической работы данные: нотный материал, темы семинарских занятий, глоссарий, тесты, списки литературы и прочее. В книге также опубликованы песни М.Жаппасбаева. Кто знает, может, смотрящий на нас с фотографии на обложке книги молодой человек в очках, с дирижерской палочкой в руке, в будущем мог бы стать значительной фигурой в казахской музыкальной культуре.

Вкратце об авторе издания. Заслуженный деятель Республики Казахстан Муслим Амзе – выпускник Кызылординского музыкального колледжа по классам домбры и контрабаса, окончил Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы. Составитель антологий кюев домбры «Мәңгілік сарын», «Қазақтың дәстүрлі 1000 күйі», эпоса «Шаһнама». Музыкальный редактор антологий «Музыкальное наследие Казахстана» и «Музыкальное наследие этносов Казахстана». Является лауреатом республиканских и международных конкурсов. Выступал с оркестром в Китае, Турции, Израиле, Россие, Украине, Корее, Индии, Японии и Италии. Был музыкальным руководителем областной филармонии. Сейчас преподает в Кызылординском университете имени Коркыта ата и является художественным руководителем народного ансамбля вуза «Дидар». Награжден Почетными грамотами акима Кызылординской области и министра культуры и спорта РК. Обладатель нагрудных знаков «Қазақ хандығының 550 жылдығы» и «Мәдениет саласының үздігі».

По словам народного артиста РК, лауреата Государственной премии Казахстана, профессора Базаргали Жаманбаева, научные статьи, очерки и познавательные публикации М.Амзе несут глубокое содержание и просветительский характер. Его книга «Музыкальное наследие Малика Жаппасбаева» заставляет нас глубоко задуматься. По мнению народного артиста, автор проделал большую работу, поскольку сведений о дирижере, композиторе очень мало. Самое ценное в книге – множество авторских произведений, которые невозможно найти в открытом доступе.

Абдрахман ТОКБОЛАТУЛЫ

Читайте также: