«Ребята, давайте жить дружно» - «Кызылординские Вести»

«Ребята, давайте жить дружно»

19.09.2024

491 0

1 8

Эта фраза из давно забытого советского мультфильма поневоле всплывает в памяти, когда читаешь очередную шокирующую историю, произошедшую среди школьников. Сейчас практически ни один месяц не обходится без таких новостей на сайтах информационных агентств или в социальных сетях. Нередкими стали случаи буллинга, когда дети толпой издеваются или избивают одного и того же школьника.

На что следует обратить внимание и когда нужно начинать беспокоиться за своего ребенка? Можно ли искоренить буллинг в школах и какими методами с ним лучше всего бороться? Как воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать личностные границы и противостоять жизненным трудностям? Ответить на эти и другие вопросы корреспондент «КВ» попросила опытного педагога, психолога Гульнар Усманжанову.

– О проблемах буллинга сейчас много пишут и говорят, – отметила Г.Усманжанова. – Чтобы распознать первые признаки травли, главное побольше общаться со своими детьми, поддерживать с ними эмоциональную близость. Это позволит обсудить ситуацию и сделать своевременные выводы.

Очень часто, когда ребенок, особенно мальчик, пытается пожаловаться родным на проблемы, в ответ он слышит: «Не будь тряпкой!». Бытует мнение, что все дети дерутся и это только закаляет их характер. Но есть и другая сторона медали – это родители с гиперопекой, которые своим поведением выставляют своего отпрыска вне коллектива.

Очень важно отличать буллинг от конфликта. Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме словесной травли. Еще одна разновидность – распространение слухов и сплетен. Одна из самых опасных форм буллинга, которая чаще остальных приводит к суициду, – это бойкот.

Конфликт отличается от буллинга тем, что при нем есть предмет спора и можно договориться, найти компромиссы, которые устроят обе стороны. Конфликт может перерасти в буллинг. Травля возникает там, где есть проблема статуса, где один хочет быть круче другого. И чтобы принадлежать к определенному кругу людей, нужно показать, что ты тоже крутой.

– Психологическая помощь подросткам до сих пор не пользуется особой популярностью в нашем обществе. Как же выбрать хорошего специалиста?

– Исключительно по рекомендациям. К сожалению, непрофессионалов в сфере психологической помощи сейчас немало. Еще желательно, чтобы психолог был не школьный, потому что они являются частью преподавательского коллектива и подвластны директорам. Они нередко пренебрегают такими понятиями, как «врачебная тайна» или «профессиональная этика».

Очень часто информация, поведанная психологу в приватной беседе, в скором времени становится достоянием гласности. Может потому, что эти специалисты считают своим долгом донести до руководства информацию об имеющихся конфликтах или намечающихся проблемах. Но с улучшением ситуации и помощью ребенку это никак не связано.

– С учетом специфики работы наших школ, есть ли возможность остановить буллинг? Или все-таки придется переводить ребенка в другую школу?

– Переводить ребенка в другую школу или нет? Этот вопрос должен решаться в каждом случае индивидуально, с учетом мнения и пожеланий детей и родителей.

Тут очень важно то, насколько школа идет на контакт. Если все отрицают и обвиняют во всем ребенка, то, конечно, в таком случае лучше перевести и не травмировать его. А если ребенок хочет остаться в своей школе по каким-то причинам, то надо идти на диалог с педагогами и администрацией. Если там не помогают, нужно выходить на управление образования, министерство и отстаивать права своего ребенка в получении качественного образования в безопасных для его здоровья условиях. Это все в силах родителей и самих детей. Но тут важно ставить эмоциональное состояние и интересы ребенка во главу угла.

– На Ваш взгляд, возможно ли полностью искоренить буллинг в школах?

– Однозначно – невозможно. Это как с вирусными инфекциями – их надо научиться лечить и делать это на системной основе. Главная проблема на сегодня – нежелание признавать существование буллинга, потому что, если ты это сделаешь, то с этим надо как-то работать, а как работать, мало кто толком знает.

Но, на мой взгляд, здесь все очень просто. Если мы видим, что ребенка травят, то надо обязательно вмешаться. Иногда дети не квалифицируют свое поведение как травлю. К примеру, проверяют друг друга «на слабо», ставят какие-то условия для новичков, выполнив которые, они смогут стать частью коллектива. И здесь нужно им объяснять, насколько те или иные поступки унижают другого человека, делают ему больно и просто неприемлемы. Нужно проговаривать некоторые ситуации с детьми, и бывает, что они сильно удивляются, поскольку воспринимают свои поступки как вполне нормальные, обыденные и приемлемые в их кругу.

Педагогам и школьным психологам надо изучать новые методы и приемы, чтобы включать детей в понимание и решение конфликтных ситуаций. Найти новые методики не составляет труда, ведь сейчас проводится много исследований на темы буллинга и предлагаются все новые способы решения этой проблемы.

– Какие Вы дадите общие рекомендации по работе с жертвами буллинга или самими буллерами, или же каждый случай индивидуален?

– Работа с жертвами буллинга и агрессорами всегда индивидуальна, и решения тоже зависят от многих факторов. Общая картина – объекты буллинга не умеют быстро сообразить и ответить вовремя. Эту реакцию можно улучшать, учить строить коммуникации.

А буллеров надо учить справляться со своими эмоциями, контролировать гнев, раздражение, направлять их в конструктивное русло. Ведь иногда дети некоторые вещи делают на автомате. Нужно помочь им развивать эмоциональный интеллект. Это самые общие советы, а в целом в каждой ситуации решения принимаются разные и работа проводится с учетом всех нюансов.

– На Ваш взгляд, чему в первую очередь нужно учить сейчас детей?

– Нужно учить их самостоятельности, альтернативным взаимодействиям в решении спорных моментов. Есть семьи, которые так и воспитывают своих детей, но есть и родители, развивающие эго своего ребенка настолько, что будто весь мир вращается вокруг него и все ему чем-то обязаны. Такое поведение в коллективе неприемлемо, оно унижает всех остальных детей, и такой ребенок может подвергаться буллингу.

Родитель, который полагает, что своим давлением на этот коллектив может что-то изменить, ошибается. На самом деле этого не происходит, и тогда родителю приходится забирать ребенка в другую школу.

Я считаю, что первостепенную роль везде должна играть любовь. Хотя и с этой любовью важно не переборщить. Главное во всем знать меру.

– Спасибо за беседу.

Беседу вела Инна БЕКЕЕВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: