Печальные страницы истории - «Кызылординские Вести»

Печальные страницы истории

29.05.2021

1172 0

fresh news

Насильственная коллективизация стала одной из основных причин голода тридцатых годов прошлого века. В тот период в казахской степи развернулась народная трагедия.

Людей, которые испокон веков вели кочевой образ жизни, вынуждали тем или иным образом вступать в организуемые тогда колхозы. Они, как могли, выражали свой протест. Происходили волнения народных масс, которые жестоко подавлялись. Многие степняки пытались спастись бегством, откочевывая целыми аулами, как к отдаленным границам области, так и далеко за пределы республики. Однако, беженцев зачастую возвращали назад и силой распределяли по вновь образуемым колхозам, заставляя заниматься несвойственным им трудом. Обрекая, таким образом, людей, не знавших практики обработки земли, не умевших толком обращаться с сельскохозяйственным инвентарем, на эпидемии и голод.

Главным показателем успехов ведения коллективного хозяйства считалось выполнение плана по хлебозаготовкам. Причем нормы эти, брались неизвестно откуда – настолько они были завышены, нереальны. А стоило новоиспеченным колхозникам не выполнить этот план, как тут же хлеб отбирался насильственно. И, как правило, не оставляли хлеб даже на пропитание, не говоря уже о фураже, семенах. Словом, такая политика вела к голоду, к небывалой прежде, даже в самые тяжелые годы, смертности и детской беспризорности, которые приобрели в тридцатые годы невиданные масштабы.

Архивные документы свидетельствуют о том страшном периоде народного бедствия. Тогда Кзыл-Ординская область по административно-территориальному делению входила в состав Южно-Казахстанской области. Документы о результатах проверки сельского хозяйства в шести районах, в том числе в Кармакчинском, Казалинском и Яны-Курганском от 17 сентября 1932 года свидетельствуют о том, что «почти во всех охваченных проверкой районах имеют место преступное растаскивание, разбазаривание хлеба, выдача его баям и муллам. Преступна несвоевременная выдача продовольственной помощи. Зачастую ее предоставляют не тем, кто остро в ней нуждается, повсеместно выявлены факты растаскивания и присвоения хлеба аульными работниками лже-бельсенды, выдача его баям и муллам, а также имеющим скот хозяйствам и тем, которые к этой помощи никакого отношения не имеет. Все это привело в целом к массовым откочевкам, к большой смертности населения, развалу колхозов в районах…».

В одном только Яны-Курганском районе в декабре 1932 года откочевало 800 семей, кругом в колхозах пухли и умирали десятками, сотнями люди (в первую очередь, не включенные в списки колхозников). Другой архивный источник сообщает, что «в Кармакчинском районе секретарь райзо разбазарил 12 пудов хлеба из фонда продовольственной помощи. А в колхозе «Ордаза» этого же района дело дошло до прямого грабежа колхоза и колхозников. В хозяйстве за короткий отрезок времени произошло десять случаев голодной смерти. В остальных хозяйствах буквально через каждый двор опухшие и умирающие от голода семьи, а больше по причине того, что аульно-колхозное руководство разобрало из засыпанного
урожая – 450, семфонда – 365 пудов, оставив только 87 пудов, а голодающему населению колхозов выдали только 6 пудов. Также разбазарено 190 голов колхозного скота, а 40 жирных кобылиц зарезаны самими аульными работниками и другими состоятельными людьми. Причем все это происходило в тот момент, когда в колхозе «Ордаза» люди давно уже ели собак, барсуков и травяные суррогаты…».

Не менее страшные случаи массовой гибели людей происходили и в других районах. Так, в ауле №38 и колхозе «Терысакпай» в землянках по несколько дней лежали не погребенными умершие от голода, и никто из районных работников по этому факту, а также для проверки состояния этого аула и колхоза не выезжал. Также из Батбакаринского и Карсакпайского районов в Кармакчи целыми партиями отправляли так называемых откочевников. Причем проводили эти мероприятия без какого-либо предупреждения населения, подготовительных работ. Таким же неожиданным образом 96 семей из Кзыл-Орды оказались в ауле №18 Казалинского района.

Понятно, что в условиях полной неразберихи и безответственности не могла идти речь об оказании профессиональной медицинской помощи откочевникам – скажем, не было возможности провести прививки против тифа и оспы. Крайне тяжелыми были бытовые условия – землянки без печек, отсутствовала посуда для приготовления пищи. Плохо обстояло дело с обувью и одеждой.

Особенно тяжело читать в архивных документах о детских судьбах. Под детдома для беспризорников отводились неприспособленные помещения, не имевшие ни печек, ни затворов. В них было грязно и холодно. Больные дети находились вместе со здоровыми. Какие только болезни не встречались… В очень тяжелых условиях находились дети ясельного возраста. По ночам они спали прямо на полу. Не хватало одежды, постельного белья.

…Период тоталитарного сталинского режима и голод в ХХ веке стали самой печальной страницей истории нашего народа, пропитанной кровью и слезами тысяч невинных людей. Сплошная коллективизация привела к массовой гибели граждан. Казахстан понес катастрофические человеческие потери. Сотни тысяч людей были вынуждены оставить свои родные края и переселиться в Китай, Монголию, Турцию, Афганистан. Из 1,1 миллиона переселенцев почти половина были раскиданы по всему миру. Если, к примеру, в Украине от голода погибла восьмая часть 40-миллионной республики, то у нас умер почти каждый второй из пяти миллионов казахстанцев.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: