Через неделю, 2 февраля, Казахстан впервые в истории отметит новый праздник – Национальный день печати.
Профессиональный праздник печатных органов республики официально утвердил Глава государства Касым-Жомарт Токаев в прошлом году в День работников средств массовой информации. Дата выбрана не случайно – именно в этот день, 111 лет назад, вышел в свет первый номер общенациональной газеты «Қазақ», изданный в скорописной орфографии. Редактором издания был просветитель, общественный и политический деятель Ахмет Байтурсынов, которому над созданием газеты помогали его соратники Алихан Букейханов и Миржакып Дулатов.
Первый номер еженедельника «Қазақ» был отпечатан 2 февраля 1913 года в Оренбурге. Через два года газета выходила два раза в неделю, а к концу 1916 года с резким увеличением числа читателей и географии распространения ставился вопрос выхода газеты три раза в неделю. По историческим сведениям, за время существования газеты, с февраля 1913-го по январь 1918-го года вышло в свет 265 номеров тиражом по три тысячи экземпляров, а наиболее событийно-содержательные номера – до восьми тысяч штук. Так, в начале ХХ века газета стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием, она сыграла большую роль в объединении казахов в борьбе за собственные интересы, права и свободу. В те годы редакция «Қазақ», по сути, служила национальным центром просвещения, учреждением народного образования и органом по изданию и распространению художественной литературы и светских учебников на казахском языке для школ.
В преддверии значимой даты хочется особо отметить важность нового профессионального праздника для работников печатных изданий. Не секрет, что в обществе не первый год сложился стереотип о том, что в век цифровизации печатная продукция изживает себя, она теряет остроту и актуальность. Да, электронным СМИ, мессенджерам и социальным сетям присущи многие качества – мультимедия, интерактивность, неограниченный объем, высокая скорость и т.д. Разумеется, в таких условиях как рыба в воде себя чувствуют блогеры, инфлюенсеры, авторы аудио- и видеоконтентов, просто хейтеры.
Но, как говорится, сильнее печатного слова нет! Традиционные СМИ будут оставаться значимой частью современной журналистики, продолжая выполнять свою главную миссию – информировать, просвещать, дискутировать и выступать от имени общества. И никто не выполнит эту задачу лучше. Ведь во всем мире принято – подтверждением любых исторических фактов являются события из газет и журналов, которые всегда под вашей рукой – на полках, подшивках, архивах и библиотеках.
С наступающим, коллеги!
Алибек БАЙШУЛЕНОВ