Искусственный интеллект на службе потребителей - «Кызылординские Вести»

Искусственный интеллект на службе потребителей

16.03.2024

224 0

obshhaja

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В текущем году он прошел под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Как отметил на брифинге в региональной Службе коммуникаций руководитель областного департамента по защите прав потребителей Еркасым Сулейменов, тематику Всемирного дня защиты прав потребителей каждый год определяет международная организация потребителей (Consumersinternational, СI). Это делается для привлечения внимания общественности к той или иной актуальной проблеме.

По словам спикера, в последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, он оказывает огромное влияние буквально на все сферы нашей жизни: работу, общение, поиск информации, в том числе воздействует на развитие ключевых областей экономики – банкинга, ретейла, медицины и промышленности. Дезинформация, нарушение неприкосновенности частной жизни и дискриминационные практики вызывают обеспокоенность, равно как и то, как управляемые ИИ платформы могут распространять ложную информацию и закреплять ошибочные представления. Организации потребителей выступают за быстрое решение этих проблем с тем, чтобы создаваемая технология была основана на принципах справедливости и ответственности.

– Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, но его применение может иметь последствия для безопасности потребителей, – отметил Е.Сулейменов. – Поэтому в текущем году большинство мероприятий будут направлены на осуществление комплексного подхода по обеспечению эффективной защиты прав потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.

Далее спикер рассказал о том, что взаимоотношения потребителя с продавцом (изготовителем, исполнителем) сегодня регулируются Законом РК «О защите прав потребителей». У потребителей много прав и касаются они разных аспектов. Это и свободное заключение договоров на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг, обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества, возмещение морального вреда и материальных убытков, получение информации о товаре и так далее. Несмотря на это разработан новый проект Закона РК «О защите прав потребителей» и подготовлены соответствующие изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Мажилисе. Одно из нововведений – ввести институт омбудсмена по защите прав потребителей.

– Статус омбудсмена позволит вывести системные проблемы в сфере защиты прав потребителей на высокий уровень государственной власти, – подчеркнул Е.Сулейменов. – Сегодня в стране работает трехэтапная система рассмотрения жалоб потребителей. На первом этапе предусматривается рассмотрение жалобы продавцом самостоятельно, либо прибегая к услугам субъектов досудебного урегулирования споров. На втором – жалобы будут рассматриваться уполномоченным органом. В случае отказа от добровольного устранения нарушений наступает третий этап, когда жалоба рассматривается в суде.

Сегодня суды требуют строгого соблюдения периода обращения в государственные органы. Поэтому с учетом соблюдения конституционных прав гражданина на судебную защиту предполагается пересмотреть трехэтапную и перейти на двухступенчатую систему рассмотрения жалоб потребителей.

В целом, предлагаемые нововведения выведут систему защиты прав потребителей на принципиально качественный уровень. А урегулирование имеющихся проблем повлечет положительные изменения в процессе защиты потребителей.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: