Хранители эпических традиций - «Кызылординские Вести»

Хранители эпических традиций

02.04.2024

285 0

3

В Турции в Анкаре в дни празднования Наурыза прошел I международный симпозиум «Наука, искусство и эпические традиции в обществе», посвященный 125-летию Ашика Вейсела (Шатыроглу). В рамках широкой панельной дискуссии, организованной Университетом музыки и изобразительного искусства Анкары и турецким сообществом Беязай, было организовано 33 сессии, в которых приняли участие ученые и искусствоведы из Узбекистана, Азербайджана, Казахстана и других стран тюркского мира.

К слову, прошедший 2023 год в Турции был объявлен Годом Ашика Вейсела, выдающегося турецкого барда, народного поэта мирового уровня. Он был автором песен и виртуозом игры багламы (музыкальный инструмент сродни кеманче), видным представителем анатолийской ашикской традиции XX века. В жизни Вейсела, как, впрочем, у любой неординарной личности, были свои непростые, а порой и трагические моменты. В семилетнем возрасте музыкант ослеп, но это не помешало ему выступать перед людьми, призывая их к миру прекрасного. Его творчество проникнуто высоким гуманизмом и служило высоким идеям человечности, любви к своей стране и народу.

В состав казахстанской делегации, участвовавшей в симпозиуме, вошли и кызылординцы – известный искусствовед и ученый-фольклорист Алмас Алматов, жырау Кунсулу Туркпен и Марат Сугирбай. В рамках симпозиума кызылординские жырау приняли участие не только в панельных дискуссиях, но и выступили на концертах и посетили выставочные залы и павильоны.

Члены казахстанской делегации предложили вниманию научного сообщества свои мнения по следующим темам: «Проблемы изучения традиционного искусства жырау в высших учебных заведениях», «Влияние творчества жырау на общественно-политическую обстановку и героический эпос», «Изучение эпоса «Кероглы» в тюркском мире», «Казахские варианты эпоса «Кероглы» и их исполнители».

В первый день симпозиума в ходе научно-практической конференции ученые из различных стран выступили с докладами, посвященными истории развития фольклорных традиций разных народов с общими тюркскими корнями, о роли и значении эпической традиции для изучения истории народов, в целом, о выдающихся образцах эпоса, дошедших до наших дней из глубины веков, ярким примером которого является эпос «Кероглы».

– Эпос – художественная история, отражающая сущность и героический дух народа. Богата и увлекательна история зарождения и развития этой жемчужины культуры, передававшейся на протяжении веков из поколения в поколение в устной форме. Пройдя длительный путь развития, преодолев на протяжении веков самые сложные периоды и вобрав кладезь народной мудрости, эпос сохранил свое глубокое содержание и самобытную форму. В нем отражаются национальный уклад, образ жизни, исконные древние ценности наших предков. Благодаря этому данный вид творчества не утратил притягательности и по сей день, – считает Марат Сугирбай.

В рамках симпозиума М.Сугирбай ознакомил научное сообщество с собственным научным проектом, также публика с восторгом и вниманием выслушала в его исполнении кюй «Күлтегін». Музыкант, преподаватель кафедры традиционного искусства Кызылординского университета имени Коркыта ата, он не раз становился лауреатом признанных международных и республиканских песенных состязаний: завоевал Гран-при республиканского конкурса жырау имени Аубакира Кердери, занял второе место на республиканских конкурсах в честь 175-летия Жамбыла Жабаева и имени Каламкас Орашевой в Уральске, победитель областного тура мегапроекта «Мен қазақпын» телеканала «Қазақстан – Қызылорда» и других.

В целом, традиция сказительства, исполнения жыров в сопровождении музыкальных инструментов имела место у всех тюркских народов. Ашики, странствующие поэты-барды у азербайджан, сказители-бакши у узбеков и каракалпаков, жырау и шайыры у казахов – все они были носителями богатейшей тюркской эпической традиции.

Искусство исполнения жыров, традиционное для Казахстана, берет начало с глубокой древности. Причем надо отметить, что исполнялись они не только в сопровождении домбры – довольно часто они звучали под звуки сырная (гармони), кобыза.

Традиция исполнения жыров в сопровождении кобыза встречается у многих тюркоязычных народов – каракалпаков, туркмен и других. Выдающиеся представители этого вида искусства жили в нашем регионе, что тоже не случайно. Ведь именно здесь, в Приаралье, жил великий предок всех тюркоязычных народов, философ и сказитель, композитор, создатель кобыза Коркыт.

Выдающаяся личность в мировой истории, Коркыт стал символом всего тюркского мира и оставил богатое музыкальное наследие. В его кюях, написанных для кобыза и требующих особой манеры исполнения, нашла отражение жизнь целой эпохи. Мастером исполнения жыров на кобызе был живший в низовьях Сырдарьи жырау Нышан Шаменулы, больше известный как Сокыр Нышан.

М.Сугирбай также является одним из последователей и продолжателей данного вида исполнительского искусства, в частности, исполнения жыров в сопровождении кобыза. Марат из Казалинска, интерес к весьма своеобразному и необычному виду творчества он проявил уже в раннем детстве. Первенец своих родителей, он воспитывался у деда с бабушкой, именно дед Сатыбай научил его играть на домбре. Был он известным в ауле мастером на все руки: изготавливал различные предметы домашнего обихода из дерева и железа, шил обувь, одежду – даже камзолы и халаты для своих снох. А еще прекрасно исполнял на домбре кюи и терме.

В школьные годы Марат выучил наизусть кюи, терме, участвовал в конкурсах. На конкурсе «Боз-торғай» на талантливого мальчика обратил внимание известный в республике жырау, ученый-фольклорист Алмас Алматов, который посоветовал ему серьезно заняться традиционным народным пением и предложил поступить после школы в Кызылординский государственный университет имени Коркыта ата, где в те годы существовала кафедра «Традиционное музыкальное искусство жыра».

В стенах университета под руководством своего преподавателя Максата Мухамеджанова М.Сугирбай овладел искусством исполнять жыры в сопровождении кобыза. Сегодня в его репертуаре наряду с кюями и жырами Коркыта, представлены также наиболее древние образцы жыров Культегина, Огызнаме, Тоныкока.

В парламенте Турции жырау из Кызылорды Кунсулу Туркпен исполнила одно из произведений Турмагамбета. Поэтические строки наставлений (өсиет) выдающегося казахского акына нашли широкий отклик в сердцах слушателей.

Кунсулу родом из Кармакшинского района. Не случайно в народе его прозвали Родиной ста акынов. Оттуда вышла целая плеяда величайших златоустов своего времени, акынов и жырау Ешнияз сал, Балкы Базар, Дур Онгар, Кете Жусуп, Жиенбай, Омар Шораяк, Турмагамбет, Нартай, Нуртуган, Сарсенбай.

Пристрастие к музыкальному творчеству и сочинительству проявились в ней уже в детстве. В 2005 году еще будучи школьницей она заняла первое место на областном туре традиционного фестиваля детского творчества «Бозторғай». В том же году юная исполнительница приняла участие в международном форуме жырау «Летняя школа традиционной музыки этники» в Кыргызстане, стала призером ІІ места республиканских Дельфийских игр в номинации «Традиционное исполнение». В следующем 2006 го-ду – Гран-при областных конкурсов жырау «Жауынгер жүрек», посвященного 100-летию А.Егизбаева, и «Күміс көмей – Көшеней», посвященного 60-летию Кошенея Рустембекова. В 2007 году была отмечена специальным призом республиканского конкурса «Арқалы жырау жырласын!», состоявшегося в Актобе, в 2019 году была удостоена третьего места на конкурсе жырши в Мангистау, посвященном 160-летию Мурына жырау. В 2018 году стала победителем в номинации «Терме» республиканского телевизионного мегапроекта «Мен қазақпын». По итогам 2020 года она была признана лауреатом государственной молодежной премии «Дарын», которая присуждается за выдающиеся успехи в научной, творческой, общественной деятельности, а также за высокие спортивные достижения. К.Туркпен стала победителем в номинации «Народное творчество».

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: