Бережём культурное наследие - «Кызылординские Вести»

Бережём культурное наследие

01.11.2022

523 0

3 13

В нашей области уделяется особое внимание сохранению культурно-исторических памятников. В список сакральных объектов общенационального значения входит более десятка памятников Приаралья. Есть среди них мазары и мавзолеи.

Мазар Бухарбая батыра

Мазар Бухарбая батыра находится в Жалагашском районе, в 21 километре к северо-востоку от аула Каракеткен. У памятника более чем столетняя история. В свое время построенный из сырцового кирпича мазар был разрушен. В 1993 году в преддверии 180-летнего юбилея батыра мавзолей был заново облицован. Его размеры – 23х16,7х2,7 метров. В 500 метрах к югу от памятника расположено большое кладбище. Оно состоит из 200-250 погребальных сооружений, на 15-ти из них есть надгробные камни. На надгробных камнях есть надписи на арабском языке.

Казахский народ во все времена глубоко почитал своих героев-батыров. Бухарбай Естекбайулы – батыр, был одним из тех, кто поддержал в XIX веке хана Кенесары, возглавившего национально-освободительную борьбу казахского народа против завоевательской политики царской России. О его подвигах в народе слагали легенды, имя не раз упоминается в поэмах-дастанах.

Мазар Жанкожи батыра

Жанкожа Нурмухаммедулы – один из известнейших батыров казахского народа. Такие жырши-сказители, как Торемурат, Мысабай, Жумабек Айбарбекулы, Нурсултан Жубаулы, Карман Султанулы за сюжетную основу своих произведений брали подвиги Жанкожи батыра.

Мазар (Торткулак) Жанкожи батыра находится в Казалинском районе в 125 километрах от аула Каукей. Памятник прямоугольной формы, сложен из кирпича (6х4х2,4 м), снаружи и изнутри оштукатурен. Углы – саганы выделены пилястрами, которые над стенами завершаются остроконечными надвершиями высотой 50 сантиметров. Вход в сагану оформлен как предвратное сооружение, внутреннее помещение которого перекрыто тремя расположенными в один ряд цилиндрическими «куполами» на невысоких квадратных барабанах. По верхнему краю наружных стен саганы в горизонтальной выемке выполнен орнаментальный фриз – резные изображения «қошқар мүйіз»

Мавзолей Окшы-ата (XI в.)

Памятник расположен в Шиелийском районе. Здесь покоится прах семи святых, почитаемых казахским народом. Это – Окшы-ата, Асан-ата, Кыш-ата, Гайып-ата, Есабаз-ата, Досбол датка и Бала би. Мавзолей выложен из жженого кирпича на глиняном растворе. До реконструкции мавзолея фасадная сторона низа стен до отметки, где проходит камышитовый пояс, местами была разрушена. Деформация произошла из-за того, что были выветрены швы кладок. Сам мавзолей датируется XVIII веком. Различных версий и исторических трактовок о строительстве мавзолея и о том, кому он посвящен, довольно много. Профессор Ауельбек Коныратбаев утверждает, что мавзолей Окшы-ата относится к памятникам эпохи огузов. Так, в книге «О Коркыте», которую перевел А. Коныратбаев, говорится, что Окшы был оружейным мастером огузского хана Казан салар. Оружейная мастерская была расположена в городище Бестам. Развалины этого города сохранились и находятся в 20 километрах от поселка Шиели. Есть предположение, что великий философ и богослов Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы.

Мавзолей КорасанА-ата (конец XIX века)

Архитектурный памятник находится в Жанакорганском районе. Корасан-ата – это прозвище (лакаб) одного из первых миссионеров ислама в низовьях Сырдарьи Абдулзялиля. Как отмечал знаток казахских памятников И.Кастанье, его так называли потому, что он лечил оспу (корасан), если он перешагивал через голову больного, то болезнь у того протекала в легкой форме, и человек быстро выздоравливал. Среди местного населения, считающего себя потомком Корасана-ата, есть мнение, что это прозвище произошло от провинции Хорасан (Северный Иран), выходцем из которого был миссионер. По преданиям, Абдулзялиль, как и его сын Хусаин-гащи, был воителем. Как отмечал И.Кастанье, мавзолей Корасана-ата построен на месте старого (речь идет о мавзолее, построенном в 1898 году мастером Абдуали Бабажанулы, который похоронен рядом с мавзолеем). В 2005 году этот мавзолей без видимой причины был заменен новым, не имеющим художественной ценности, для строительства которого были приглашены мастера из Хорезма.

Мавзолей, построенный в конце XIX века, был возведен из прямоугольного обожженного кирпича, включал две вписанные в призматический корпус камеры: малую и большую с отдельными входами. Камеры были перекрыты малым и большим куполами сфероконической формы на подкупольных барабанах.

Новый мавзолей полностью повторяет структуру уничтоженного, в нем также имеются две камеры с теми же погребениями и пристроенная к юго-западному фасаду тилау-хана.

Мавзолей Корасана-ата с его разновеликими куполами изящного очертания был рассчитан на внешнее восприятие. Объем его, находившийся на возвышении, раскрывался с наиболее выгодной точки (с юго-востока) и был доминантой не только некрополя, но и окружающей его на многие километры равнины.

Мавзолей Толегетай-Кылышты ата (XI-XII вв)

Памятник находится в Жанакорганском районе. Он связан с преданиями об одном из знаменитых родоначальников племени найманов Толегетаем, предком родов каракерей, матай, садыр. Мавзолей расположен в районе, прилегающем к пойме Сырдарьи, на островке, возвышающемся среди рисовых чеков. В недавнем прошлом он был полностью разрушен (возможно, вследствие пожара) и заменен кустарной постройкой из силикатного кирпича с жестяным куполом, которую, впрочем, снесли, освободив место для нового мавзолея, строительство которого было начато в 2005 году.

Прежний мавзолей был возведен из прямоугольного сырцового кирпича, также были использованы детали из дерева. Сырцовые стены памятника образовывали прямоугольник, перекрыты плоской кровлей, опирающейся на центральную колонну, в юго-восточной стене был устроен входной проем.

В глубине камеры находились два сырцовых прямоугольных в плане надгробия. Правое от входа было большего размера – там был погребен Толегетай ата, рядом – его жена, дочь знаменитого в этих местах святого Кылышты ата (его мавзолей примыкал к северному углу постройки). Рядом с надгробием Толегетая к стене постройки был прислонен обломок древней колонны. На нем была установлена современная гранитная табличка на казахском языке со сведениями о Толегетае.

Кылышты ата – знаменитый в этих местах святой, прославился своей воинственностью и неуязвимостью в бою. Его можно было убить только во время молитвы. Выяснив эту тайну, враги ворвались в мечеть, где он совершал молитву, но Кылышты ата не захотел прерывать ее и вместе со своими сподвижниками был зарублен. Это одна из версий, почему он получил свое прозвище (кылыш – сабля). Есть также версия, что в бою он саблей рубил только головы.

Мавзолей имеет исключительно важное историко-культурное значение, так как связан с реальной исторической личностью – предком многих выдающихся казахских биев, акынов и других личностей. Кроме того, он очень интересен и как памятник архитектуры. Это весьма оригинальное сооружение проливает свет на позднесредневековое народное зодчество, сохранившееся в Казахстане в считанных экземплярах.

Бота МЕЙРАМОВА

Читайте также: