Амал – предвестник Наурыза - «Кызылординские Вести»

Амал – предвестник Наурыза

14.03.2024

274 0

4 4

Наурыз – традиционный праздник тюркских народов. О том, что его отмечали еще в древности, свидетельствуют дошедшие до наших дней письменные и устные источники. В своем труде «Наурызнаме» поэт, философ и ученый Востока Омар Хайям дает научное обоснование празднику, с которого согласно восточному календарю начиналось исчисление нового года. Часть рукописи, датируемой 1157 годом, хранится в Берлинской государственной библиотеке, вторая – в Национальном музее Лондона. В ней на основе исследований, проведенных в обсерватории Сельджукского султана вместе с другими средневековыми астрологами, Омар Хайям описывает такие природные явления, как день равноденствия, солнцестояния, движения небесных тел.

Сведения о Наурызе содержатся в «Бабур-наме», автобиографических записках на чагатайском языке, оставленных Бабуром, полководцем и правителем, основателем династии Великих моголов. О традициях празднования Дня весеннего равноденствия писали Махмуд Кашгари, Машхур Жусуп Копеев, Абай Кунанбаев, представители алашской интеллигенции.

Не случайно, для казахов, как и для других народов Востока, Наурыз – один из самых любимых и значимых праздников. Совпадая согласно восточному календарю с днем весеннего равноденствия, он олицетворяет символ обновления природы, торжества любви, плодородия и направлен на развитие лучших человеческих качеств – открытости, отзывчивости, сердечности. А предшествует дню весеннего равноденствия праздник Амал, который отмечается 14 марта, за две недели до наступления Наурыза.

История возникновения торжества

Праздник Амал, который известен еще как «Көрісу», или «Қауышу» (дословно – «свидеться») до недавних пор, в основном, отмечали жители западных регионов Казахстана – Атырау и Мангыстау. Если обратиться к истории праздника, то ученые и знатоки фольклора высказывают разные версии истории по поводу возникновения праздника.          

– После Октябрьской революции 2017 года согласно постановлению страны Советов летоисчисление стало вестись по григорианскому календарю, в результате которого календарные дни переместились на целых 13 дней вперед, то есть 1 марта переместилось на 14-е, – считает кандидат исторических наук Уалихан Ибраев.

amal predvestnik nauryza

Еще по одной версии – именно в это время солнце по своей орбите подходит к звезде Амал (по-арабски «Хамаль»). Таким образом, получается, что Солнце входит в знак Овна и открывает новый зодиакальный год.

Как бы то ни было, праздник Амал пользовался особой популярностью именно на западе страны, откуда теперь пришел и к нам. Ученый и археолог Андрей Астафьев, много лет посвятивший изучению истории, археологии и этнографии Мангыстауской области, пришел к выводу что праздник Амал имеет монгольские и тувинские корни. Согласно легендам рода адай, люди пришли на плато Устюрт и полуостров Мангыстау с востока. Возможно, оттуда же они принесли с собой иную календарную систему отсчета. Согласно монгольскому календарю, исчисление недель ведется девятками, а начинается он с 22 декабря. Девятки дней группировались в четыре температурных цикла, совпадающих с четырьмя сезонами солнечного года (весна-лето-осень-зима). Начало нового года считалось от зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок, время «рождения» и «умирания» мороза отсчитывались с 23 декабря по 14 марта. А с 14 марта наступала весна – время «взросления» листьев и пения кукушки.

Праздник Амал по традиции начинается на территории историко-культурного комплекса «Отпан тау». Там, на горе Отпан, зажигается традиционный огонь единства. Это самая высокая возвышенность в Мангыстау – на уровне 532 метров над морем. На ее вершине установлен 37-метровый памятник Адаю – исторической личности, батыру, в честь которого и был в 2007 году открыт историко-культурный комплекс «Отпан тау». Две стелы символизируют двух сыновей Адая – Келимберды и Кудайке. Там же расположена статуя Великой волчицы – символа силы и свободы духа. По легенде, именно она считается прародительницей всего тюркского народа.

Когда-то гора Отпан тау служила сигнальной башней. На ее вершине зажигали огонь, предупреждая людей о надвигающейся опасности. Сейчас его зажигают только на праздник Амал. Обряд зажжения огня, как правило, проходит ночью в канун праздника. В древние времена, как гласит предание, увидев сигнал, сюда со всех концов спешили батыры для того, чтобы дать отпор захватчикам, защитить и сохранить родную землю.

После долгой зимы

Для кочевника главным его богатством, символом достатка и благополучия был скот. В холодные и лютые зимы было не просто спасти скот от джута. Отсюда и берет начало поговорка «Жұт жеті ағайынды» – «У джута семь братьев». Разбросанные по степи аулы в течение зимы не имели возможности видеться друг с другом. А с наступлением весны, вырвавшийся из снежного плена казах-кочевник, встречаясь с сородичем, в первую очередь интересовался: «Мал-жан аман ба?», справляясь сначала о скоте. Потому как, если все благополучно со скотом, значит, и с людьми все будет хорошо. Главной и неповторимой особенностью в праздник Амал считается «көрісу», или «қауышу» – приветствие. Люди навещают друг-друга, при встрече непременно здороваются за руку. Очень важен обряд рукопожатия, когда младшие идут в дом старших, здороваясь с ними за руку, и просят благословения у аксакалов. Считается, что чем раньше тебя поприветствуют и поздравят, тем большее счастье принесет новый год. В день празднования принято прощать друг другу все обиды, одеваться в лучшие наряды, а родным и близким дарить подарки.

Традиционно в канун празднования Амала устанавливались юрты. В доме каждого казаха варилось мясо, жарились баурсаки, на стол ставили все самое вкусное, припасенное специально к этому дню. Но специально никого не приглашали. Дети, проснувшись спозаранку, должны были посетить не менее 40 домов, в которых жили старшие по возрасту родственники и получить их благословение – «бата».

По подсохшим с наступлением тепла дорогам кочевники, истосковавшиеся по живому общению, спешили навестить друг-друга. Устраивали праздники, намечая именно на эти дни важные семейные праздники – помолвки, смотрины, свадьбы. Преображалась степь, оживала природа, наступал праздник расцвета, восхода, размножения жизни, всего живого на земле. В целом, праздник Амал, или «Көрісу» гармонично сочетается с природой, мирозданием.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: