В ней есть и музыка, и танец... - «Кызылординские Вести»

В ней есть и музыка, и танец…

29.10.2022

1340 0

7 8

Красивый танец восхищает, ведь каждый человек знает, насколько сложно из набора движений сделать целую историю. Исполнять танец может как один человек, так и несколько. Следить за их работой и за тем, чтобы танец стал произведением искусства, должен хореограф. Именно он учит танцоров, как правильно двигаться, ставит танец, а нередко сам участвует в танцевальной постановке.

Гульбану Мурзабаева — старший преподаватель кафедры «Традиционное музыкальное искусство и хореография» Кызылординского университета имени Коркыта ата, художественный руководитель танцевального ансамбля «Томирис». Сочетая вдохновение и импровизацию, красивый танец и мелодичную музыку, она представляет лучшие образцы казахского танцевального искусства и продвигает национальную культуру в США, Турции, Корее, России, Эстонии, Азербайджане, Узбекистане. Она — лауреат международных и республиканских фестивалей и конкурсов, подготовила четыре методических пособия по танцу, опубликовала десятки статей по танцевальному искусству в республиканских изданиях.

Талантливый хореограф — автор около 80 оригинальных танцевальных номеров, руководит ансамблем народного танца «Дидар» при университете. Недавно стала директором общественного объединения «BI-ALEM» Кызылординского хо-реографического центра.

— Изначально у казахов были ритуально-обрядовые танцы. Но на самом деле, считаю, что нет народности, которая бы не танцевала, — отмечает Г.Мурзабаева, рассказывая о самобытности танцевальной культуры казахского народа. — Услышав мелодию, любой человек окрылялся и начинал танцевать. У казахов не было специальной школы танцев, как, например, французская, индийская. Но в то же время была свобода творить и проявлять свои внутренние качества через танец. В основном, это была импровизация. Так, у казахов было сильнее всего развито устное народное творчество, они могли экспромтом воспеть природу, красоту женщины, какие-то события. Так же и в танце — заиграл домбрист и человек вдохновлялся, слышал что-то в его музыке и шел танцевать. Поскольку все было устным, фольклорным, осталось мало записей — все передавалось в народе, и многие элементы впоследствии могли быть утрачены.

v nej est i muzyka i tanec

Танцевальный фольклор у казахов не имел широкого распространения, он присутствовал лишь на бытовом уровне. Это объяснялось многими причинами, и, прежде всего, кочевым образом жизни народа, негромкостью музыкального аккомпанемента — двухструнной домбры. Немалую роль сыграли и ревнители законов шариата — религии ислама, которая в прошлом запрещала танцевать, петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Тем не менее танцевальный фольклор в народе существовал, бережно им сохранялся, имел свои вековые традиции и отличался национальной самобытностью так же, как существовали и сохранялись оригинальные особенности музыкальной интонации и песенно-поэтическое творчество народа.

Появление танца на сцене

Появление казахского танца на профессиональной сцене связано с рождением театрального искусства Казахстана. Важное место в нем занимали первые национальные режиссеры музыкального театра Жумат Шанин, Курманбек Джандарбеков, Канабек Байсеитов, которые находили сюжеты для танцев из народной жизни, помогали в отборе музыкального сопровождения.

Как было сказано выше, становление и развитие казахского танца имеет глубокие фольклорные корни. Эта традиция стала основой развития и сценического народного танца, который постепенно приобретал черты театральности, обогащался за счет профессионального искусства.

— Особенно большую роль в освоении новых достижений хореографического искусства в казахской хореографии сыграли молодые национальные балетмейстеры Заурбек Райбаев, Минтай Тлеубаев, Булат Аюханов. Каждый из них, имея свой оригинальный почерк, привносил новые принципы в постановки казахских танцев.

З. Райбаев, работая балетмейстером театра оперы и балета имени Абая, наряду с постановками крупных балетных спектаклей, великолепно владея палитрой современной хореографии, ее содержательно-реалистической основой, ориентируясь на опыт профессиональных специалистов создал казахские народно-сценические танцы. Сочиненные им казахские танцы «Қосалқа», «Асатаяқ», «Келіншек» и целый ряд других прочно вошли в репертуар коллективов театра им. Абая, Алматинского хореографического училища и самодеятельных ансамблей Казахстана, — рассказывает Г.Мурзабаева.

Из постановок Б.Аюханова наибольшим успехом пользуются «Аққу», «Балбырауын». Его почерку свойственно изобретательность в комбинациях и движениях, лиричность, яркая танцевальность.

Легендарная Шара

Имена Аубакира Исмаилова, Али Ардобуса, Александра Александрова, Нурсулу Тапаловой, Алмаса Бекбосынова золотыми буквами вписаны в историю национальной хореографии. В центре внимания, конечно, ярчайшая танцовщица XX века, основоположница национального танца Шара Жиенкулова.

— До нее казахского национального танца как такового не существовало, — отмечает хореограф. — Для женщин это занятие считалось постыдным, танцевали исключительно джигиты. Именно она в период культурной революции придумала движения, которые сегодня составляют основу казахской хореографии. Ее грацией и пластикой восхищался весь мир, в Казахстане же она по праву считалась самой красивой женщиной страны.

Поклонники с любовью и восхищением вспоминают грациозность, эластичность, пластику незабываемых танцевальных движений Ш.Жиенкуловой. Творческое наследие, оставленное ею — фундамент национальной хореографии. Яркий, самобытный талант танцовщицы, ее многогранное искусство завоевало любовь и признательность публики, причем не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

 P.S. По свидетельству ученых, еще в Древнем Египте люди пытались записывать движения в танце с помощью иероглифов. Предшественниками современных преподавателей хореографии были танцмейстеры, служившие при королевском дворе. Они учили монарших особ изящным и плавным движениям, а также ввели такое понятие, как танцевальный этикет, которым мы пользуемся и сейчас.

У казахского народного танца большое будущее. Важно, чтобы специалисты, занимающиеся его сохранением и развитием, руководствовались исторически сложившимися традициями, корректно использовали новые достижения хореографии и относились к казахскому танцевальному творчеству как элементу художественной культуры казахского народа.

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: