Театр – моя жизнь и судьба - «Кызылординские Вести»

Театр – моя жизнь и судьба

07.12.2021

1546 0

4 1

В Кызылорде чествовали художественного руководителя областного академического музыкально-драматического театра имени Н. Бекежанова, заслуженного деятеля Казахстана, Почетного гражданина Кызылординской области, кавалера ордена «Құрмет» Хусейна Амир-Темира. Творческий вечер режиссера посетила аким области Гульшара Абдыкаликова.

За 30 лет Независимости культура и искусство нашей страны стали узнаваемы в мире. И в этом велика роль творческих личностей. Богата на таланты земля Сыра, она стала Родиной многих выдающихся деятелей в сфере науки, искусства, культуры. Наш край по праву гордится своей славной историей.

– Именно с Кызылорды берет свое начало история национального театрального искусства. В 1925 году в Кызылорде, столице республики, открыл свой занавес первый профессиональный театр, первыми режиссерами которого стали Жусупбек Аймаутов и Жумат Шанин. Их традиции продолжают нынешние деятели искусства, в ряду которых мы можем назвать Хусейна Амир-Темира, – сказала глава региона, вручив Х.Амир-Темиру Почетную грамоту области и накинув ему на плечи традиционный чапан.

Поздравление министра культуры и спорта РК Актоты Раимкуловой передала ответственный сотрудник министерства Гульнафис Мырзашева.

Тепло и искренне коллегу поздравили гости вечера – легенда казахского кинематографа Асанали Ашимов и талантливый режиссер Талгат Теменов. Они отметили заслуги Хусейна Амир-Темира в развитии театрального искусства республики, его огромный труд, благодаря которому у кызылординского театра сложился свой неповторимый почерк, который стал узнаваемым и полюбился зрителю. Свои поздравления по видеосвязи прислали друзья и коллеги.

– Вы провели мост между европейским и азиатским театром, поставив спектакли по произведениям почти всех классиков, – отметил известный казахстанский писатель и драматург Дулат Исабеков.

– Ваш путь – путь истинного художника. Каждая встреча с Вами поучительна. Вы создали прекрасный театр, дружный коллектив. Буду рад встретиться снова, – говорится в поздравлении заслуженного деятеля искусств Азербайджана, сценариста и режиссера Мирбалы Салимли.

Я был честен перед зрителем…

Имя Хусейна Амир-Темира вряд ли нуждается в представлении. Художественный руководитель Кызылординского областного академического музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова, одного из старейших в стране, заслуженный деятель Казахстана, Почетный гражданин области – личность, хорошо известная в творческих кругах республики. Несмотря на свой серьезный возраст – мэтр перешагнул свой восьмидесятилетний рубеж – он все еще полон сил, энергии, творческих замыслов.

По данным статистики, на сегодня в Казахстане функционируют 65 театров. Если сделать краткий экскурс достижений страны за годы независимости, то только за этот период было открыто 20 новых театров, что говорит о той поддержке, которую государство оказывает сфере искусства. В 2020 году Постановлением Правительства РК девять театров республики были удостоены почетного звания «Академический». Наряду с ведущими казахстанскими театрами – Казахским музыкально-драматическим театром имени К.Куанышбаева, Русским драматическим театром имени М.Горького, Казахским драматическим театром имени Ж.Шанина, Государственным республиканским уйгурским театром музыкальной комедии им. К.Кужамьярова – почетный статус был присвоен и кызылординскому театру. Вне сомнения, в этом велика заслуга и главного режиссера Хусейна Амир-Темира, сумевшего создать творческий союз единомышленников, обогатить репертуар театра выигрышными постановками, благодаря удачным режиссерским решениям сформировать особый творческий стиль и почерк труппы.

На пути служения Мельпомене

Свой трудовой путь Хусейн Амир-Темир начал в стенах родного театра в 1967 году актером. Далее – учеба в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, высшие режиссерские курсы в ГИТИСе в Москве. В 1974 году был назначен главным режиссером театра. Наряду с произведениями отечественных драматургов, им были поставлены лучшие произведения зарубежных и русских классиков: «Король Лир» В. Шекспира и «Три сестры» А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Неоднократно становился лауреатом Всесоюзных фестивалей – за спектакль «Коварство и любовь» Шиллера и «Святая святых» Друцэ. Новелла «Ты победил меня, Сырым» завоевала второе место на открытом конкурсе Государственного комитета по телевидению и радиопрограммам Совета министров Казахской ССР в 1968 году. В 1989 году на студии «Казахфильм» по его сценарию был снят документальный фильм «Аламесектен көтерілген ауыл».

Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, Хусейн агай с большой теплотой вспоминает годы учебы, своих наставников от искусства, благословивших его путь творчества.

– Большой школой для меня стала учеба в Москве в ГИТИСе, самом авторитетном театральном вузе страны Советов, который на тот момент считался крупнейшим не только в Европе, но и в мире, – рассказывает аксакал. – Обучаясь в мастерской Николая Горчакова, профессионала высокого класса, я получил возможность наблюдать за игрой известных российских актеров Татьяны Дорониной, отца и сына Лазаревых, Армена Джигарханяна, Натальи Гундаревой и других. Бывая со своим театром на гастролях, Горчаков брал с собой нас, своих учеников. Так, мы побывали в Минске, Ленинграде, Риге, что дало очень многое в плане профессионального роста.

По возвращении в Кызылорду молодому режиссеру предложили должность главного режиссера родного театра.

Не всегда в жизни все складывается так, как мы этого хотим. Порой досадные недоразумения, непонимание, а иногда обычная зависть, что нередкость в творческой среде, могут внести в обычное ее течение свои коррективы. Так случилось и с героем нашего рассказа. В 80-х годах из-за творческих разногласий в коллективе Хусейн Амир-Темир ушел из театра вместе с его директором Шайтурсыном Абдибаевым. Пробовал себя на телевидении. Старшее поколение, наверное, помнит – на местном телеканале «Казахстан-Кызылорда» была специальная рубрика, где по установленному прейскуранту можно было передать музыкальное поздравление близким и друзьям. Хусейн агай вспоминает курьезные случаи, случавшиеся с ним, когда он был редактором этой телепрограммы.

Затем получил приглашение от талдыкорганских коллег и с 1992 года в течение десяти лет работал главным режиссером Алматинского областного театра им. Б.Римовой в Талдыкоргане. Под его руководством театр трижды становился лауреатом республиканских фестивалей, а сам режиссер отмечен номинациями «Лучший режиссер», «За многолетний труд на сцене».

А когда в 2003 году руководство области пригласило Х.Амир-Темира в Кызылорду, он решил вернуться. После десятилетнего перерыва снова стал главным режиссером родного театра.

Вернувшись в родные пенаты, столкнулся с немалыми трудностями. В первую очередь, это было связано с кадровыми вопросами. В театре застал всего 5-6 именитых актеров – Серика Шотикова, Алмагуль Артыкбаеву, Бакытбека Алпысбаева с Камилей Абжановой, остальные – «зеленая» молодежь со средним образованием.

В тот год на республиканском уровне отмечалось 200-летие со дня рождения Махамбета Утемисова. Перед труппой встала непростая задача – подготовить спектакль для участия в фестивале. Времени на постановку было мало. Ставить те пьесы, которые известны всем, не хотелось. Нужен был новый сценарий. И тогда Хусеин ага связался со своим давним приятелем, драматургом Такеном Алипбаевым. Представил план, свое видение сценария. Тот разводит руками – виданое ли дело, написать сценарий за неделю. Но все получилось. Скоро сценарий был готов, и труппа принялась за работу.

– Было много тех, кто не верил в успех, сомневался, что за такой короткий срок удастся создать что-то серьезное, тем более не верили, что повезет на фестивале. Однако спектакль «Исатайдың бағында» вступил в конкуренцию с известными в республике признанными театральными коллективами и получил второе место. Это была первая большая победа коллектива после долгого перерыва, – вспоминает Х.Амир-Темир.

Театр – искусство коллективное

Театр – это искусство коллективное. Его успех зависит от слаженной работы всех. Как говорил К.Станиславский, «драматург, актер, режиссер, музыкант, декоратор, осветитель, гример, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив, творческий ансамбль. Коллектив в целом – автор спектакля».

– И потому главное в работе режиссера – суметь сплотить коллектив в единый ансамбль, чтобы каждый понимал свою значимость и свою роль в организации работы театра, – говорит Х.Амир-Темир. – В первые годы независимости одной из главных стала задача обновления репертуара. Решил объединить два произведения и на основе драмы Ж.Аймаутова «Қанапия-Шәрбану» и комедии Б.Майлина «Талтаңбай» поставил траги-фарс «Аласапыран». В 2004 году на фестивале в Костанае спектакль также получил второе место.

bek 2863 1

В 2005 году, в год 50-летнего юбилея театра, в Кызылорде состоялся республиканский театральный фестиваль. Было решено поставить на фестивале бессмертное произведение Шекспира «Макбет». Спектакль требовал серьезной подготовки, большого творческого напряжения, ведь воплотить на сцене классику мировой драматургии – задача не из легких, но актеры справились блестяще, спектакль удался и был тепло встречен публикой.

По традиции, постановки театра имени Н.Бекежанова всегда удостаиваются положительных отзывов критиков и высоких оценок зрителей. Его спектакли завоевывали призовые места на фестивалях искусства международного, республиканского уровня. Не случайно, театру не раз выпадала почетная и ответственная миссия представлять театральное искусство Казахстана за рубежом.

В 2005 году театр принял участие в фестивале, посвященном 1000-летию Казани, в Татарстане с постановкой «Смутные времена» по пьесе Жусипбека Аймауытова и Беймбета Майлина, в 2012 году со спектаклем «Төбекөз» по пьесе турецкого драматурга Тургая Нара участвовал в фестивале «Тысячи дыханий – один голос» в Турции. В 2015 году в рамках Дней культуры Казахстана в Великобритании театр выступил в Лондоне с постановкой по пьесе Дулата Исабекова «Две встречи в старом доме». Театральная столица мира, родина великого Шекспира благосклонно приняла кызылординских актеров, спектакль получил положительные отзывы театральных критиков. В Азербайджане театр представил спектакль по пьесе азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундзаде «Не уедешь! Все, не уедешь…» об ученом-ботанике мусье Жордане и знаменитом колдуне, дервише Масталишахе. Со спектаклем «Ақбаян» театр выступил на международном фестивале «Фриндж» в городе Эдинбурге в Англии.

Две жизни – одна судьба

Рассказ о Хусейне агай будет неполным без воспоминаний о его супруге, верной спутнице жизни, одной-единственной любви режиссера – Алие Арысбаевой. Одной из своих интересных работ он считает спектакль «Король Лир», неувядающую классику по пьесе Шекспира.

– Младшую дочь короля Лира – Корделию сыграла Алия, моя супруга, – вспоминает Х. Амир-Темир. – Роль долго не давалась. Сложность состояла еще и в том, что в момент начала репетиций Алия находилась в Алма-Ате, где шли съемки кинофильма, в котором она снималась. Она работала над ролью долго и упорно, вкладывая всю свою душу. Вновь и вновь перечитывала великого английского классика, чтобы понять и прочувствовать образ Корделии.

Как считает режиссер, выдающееся произведение мировой классики не утратило своей актуальности с течением времени: взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений, противостояние гордыни и гордости, лести и правды. Казалось бы, прошло столько столетий, но события трагедии трогают до глубины души зрителя всех времен и народов. И сегодня, вновь и вновь обращаясь к «Королю Лиру», нужно понимать, что семья – это высшая ценность, самое дорогое в жизни каждого. Великим несчастьем может обернуться неуважение к родителям, давшим жизнь, предательство близких. На республиканском конкурсе постановок по классическим произведениям 1977 года спектакль был удостоен диплома III степени.

Молоденькой выпускницей актерского факультета Алма-Атинской консерватории имени Курмангазы пришла в театр имени Н.Бекежанова Алия Арысбаева. Она родилась в 1948 году в ауле Айдарлы Сырдарьинского района. Уже со школьной скамьи Алия мечтала стать актрисой. Чарующий и полный загадок мир театра манил девочку. В канун окончания десятилетки ей в руки попалась газета с объявлением – Казахская национальная консерватория имени Курмангазы объявляет набор учащихся. Мало кто тогда верил, что девчушка из аула выдержит столь серьезный экзамен в престижный столичный вуз. Мама не одобрила решения дочери стать артисткой. Но девочка была упорна в своем решении.

И вот на поезде Алия отправилась навстречу мечте. На вступительных экзаменах она прочитала отрывок из «Материнского поля». Только монолог убеленной сединами и умудренной жизненным опытом Толганай в устах юной Алии звучал неубедительно. К этой роли она вернется позже, уже закончив вуз и поступив в труппу театра имени Н.Бекежанова. Здесь, в Кызылорде, в спектакле о вечных ценностях – любви и верности, прощении и вере, жизни и смерти – ей досталась роль невестки Толганай Алиман.

Неоднозначный и глубокий по своему смысловому содержанию, образ дался Алие нелегко. Чтобы создать лирического героя, который найдет путь к сердцу зрителя, нужно глубоко осмыслить и понять сущность персонажа. Для полного успеха нужно еще владение техникой игры, сценическое мастерство. И еще важное качество – умение играть в паре, чувствовать и ощущать партнера. Сама актриса сознавалась, «я не играю слезы, я плачу вместе со своей героиней». Один час – на одном дыхании. После финального жеста в зале – тишина, а затем – овации.

Работала А.Арысбаева и в кинематографе. На киностудии «Казахфильм» имени Ш.Айманова она участвовала в съемке новеллы «Хлеб». Некоторые эпизоды снимались в Кызылординской области. В целом, А.Арысбаева воплотила и в театре, и в кино немало ролей: Алиман в «Материнском поле» Чингиза Айтматова, Корделия в «Короле Лире» Уильяма Шекспира, Айгуль в «Стране Айгуль» Мустая Карима, Айшахан в комедии «Сноха» каракалпакского писателя Кенесбая Рахманова, Мария в «Святая святых» Иона Друцэ.

К 60-летнему юбилею музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова по сценарию режиссера Халилы Омарова был снят документальный фильм «Две жизни на одной сцене», посвященный известным супругам-актерам Хусейну Амир-Темиру и Алие Арысбаевой. Фильм повествует о профессиональном и супружеском союзе двух творческих людей, для которых главное в жизни – это служение искусству и выбранной профессии. «Это две величины, сумевшие по жизни пронести творческий союз. Алия была великолепной актрисой с тонкой душой и добрым сердцем. Она блистательно выступала на сцене, каждую роль переживала, как свою, личную», – говорят об Алие ее друзья и коллеги.

– Думаю, что мой спектакль по имени «жизнь» удался. Я всегда старался быть честным перед зрителем. Вся моя жизнь – это театр, с каждым спектаклем я рождаюсь заново, – говорит мэтр, подводя итог своей творческой деятельности.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: