Продолжая поэтические традиции предков — «Кызылординские Вести»

Продолжая поэтические традиции предков

06.03.2021

250 0

Наш край – регион, где сохранились наиболее яркие традиции музыкально-поэтического творчества жырау, истоки которого берут начало с глубокой древности. Не случайно Кызылординскую область называют еще и «Сыр елі – жыр елі» – «Край Сыра – родина жыров».

На земле Приаралья на протяжении нескольких столетий сформировался целый пласт поэтического искусства жырау, чье творчество можно назвать вершиной словесного искусства кочевых казахов. И поныне в регионе живы песенные традиции Жиенбая, Кете Жусупа, Канлы Жусупа, Дур Онгара, Ешнияза сала, Карасакала Еримбета, Турмагамбета. Свое достойное продолжение они нашли в творчестве последующего поколения мастеров поэтической импровизации земли Сыра – Нартая, Нуртугана, Сарсенбая, Кошенея, Манапа.

На территории области сформировались несколько школ традиционного искусства жыра: в Шиелийском районе – школа Нартая, в Кармакшинском районе – Жиенбая жырау, в Аральском районе – Нуртугана жырау. Последователи этих школ сегодня достойно представляют древнее искусство в Казахстане и за его пределами. Шолпан Бимбетова – яркий и самобытный представитель школы Нуртугана жырау, кавалер ордена «Құрмет», лауреат республиканских и международных конкурсов и фестивалей традиционного искусства. Она не раз выступала на сценах Европы, США, Турции, в странах ближнего зарубежья, достойно представляя традиционное искусство жыра Приаралья.

Ш. Бимбетова родилась в поселке Саксаульск Аральского района. Любовь к искусству предков пробудилась в ней еще со школьной скамьи. Заметив способности девочки, отец за руку отвел ее в кружок художественной самодеятельности при железнодорожном депо, где обучали искусству игры на домбре и исполнению жыров. Уже в школьные годы, совершенствуя искусство владения домброй, она стала постоянным участником различных конкурсов и песенных состязаний. И потому не был случайностью и выбор ею профессии. После школы Шолпан закончила Жезказганский культурно-просветительский колледж по специальности «Народные инструменты». А когда при Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата открылась кафедра «Традиционного искусства жыра» она достойно выдержала вступительные экзамены и стала ученицей известного жырау и исследователя фольклора Алмаса Алматова. После окончания вуза она осталась преподавать при кафедре, внося свой вклад в изучение казахского фольклора, в том числе в дальнейшее развитие и популяризацию традиционного искусства жырау. Ныне ее ученики достойно представляют искусство жыра земли Сыра на конкурсах и фестивалях в республике и за рубежом, передают свои знания воспитанникам музыкальных школ, студентам университетов и колледжей.

Ныне она является артисткой Кызылординской областной филармонии, занимается активной концертной деятельностью. Ее репертуар богат и разнообразен. В творческой копилке артистки представлены разные жанры традиционного искусства, начиная с терме, толгау, эпических жыров и дастанов и заканчивая народными песнями. Наряду с произведениями выдающихся жырау земли Сыра Карасакала Еримбета, Нуртугана она великолепно исполняет глубоко лиричные, а порой полные удали и веселья народные песни «Ақ сұңқар», «Ақ кербез», «Айжан-ай», «Керім-ау айдай», «Бозбала».

– Искусство жырау – уникальное и сложное культурное явление, доставшееся нам от наших предков. Умение исполнять жыры – это особый дар, который передается вместе с молоком матери. Поэзия жырау, насыщенная глубоким философским смыслом, является богатейшим пластом народного фольклора, несущим в себе огромное нравственное и воспитательное значение, – говорит Ш. Бимбетова.

Издревле в казахской степи акынам и жырау принадлежала особая роль. Они оказывали заметное влияние на общественную жизнь казахов, воздействовали на слушателей художественным словом. В своих произведениях они затрагивали важные и актуальные социальные проблемы, поднимали вопросы нравственности и морали, став важнейшим источником сохранности исторической памяти казахского народа.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: