Остановил врага одной стрелой - «Кызылординские Вести»

Остановил врага одной стрелой

16.08.2022

1048 0

ostanovil vraga

Казалинский район – один из древних с богатой историей регионов области. На этой земле родились знаменитые батыры, великие певцы и композиторы, государственные и общественные деятели разных эпох. Они своими делами и служением людям навечно остались в народной памяти. В их числе – Бекарыстан би.

Для начала будет уместно отметить, что с древнетюркского слово «би» переводится как знать, править. У казахов би — это судебные и политические деятели, которые внесли значимый вклад в развитие и единение казахских племен. Они призывали людей к единству и сплоченности, защищали интересы рода, обладали ораторскими способностями и мудростью.

Существовали бии региона, аула, рода, племени. Чтобы получить звание, человеку нужно было продемонстрировать перед обществом свои правовые знания и ораторский талант. Ученые отмечают, что по значимости бии были вторыми после ханов, правители прислушивались к их мнениям. Бии заботились о простых людях, поэтому народ высоко ценил их деятельность. Их знания, основанные на мусульманских традициях и житейском опыте, передавались из поколения в поколение. О том, кто такие бии в своих трудах рассказал казахский историк и этнограф Шокан Уалиханов. Ученый утверждал, что бии имели высокий авторитет в народе за умения предотвратить разногласия и преступления. Их приговоры были всегда справедливыми, они не подвергались сомнениям. В решении политических проблем участвовали ханы и султаны, но решающим было слово биев.

ostanovil vraga2

Точная дата рождения Бекарыстана окутана тайной. В некоторых источниках указываются 1785-86 годы, в других – 1765-й. Его отец Амалдык был сыном известного в младшем жузе бия Нурбая. Прадедушка Бекарыстана пользовался большим уважением как среди простого люда, так и знати. С его мнением считался даже хан Абулхаир, который подарил Нурбаю саблю с выгравированной надписью: «Тұран ойпатының биі Нұрбай би» (Би Туранской впадины Нурбай).

Мама Бекарыстана также знатного происхождения. Ее отец Жылкыайдар прославленный батыр, участник знаменательного для казахского народа Булантинского сражения против джунгар, в котором решалась судьба нации. Юношей он становится сподвижником Сартая батыра, легендарное войско которого, известное как «Мың бала», вступало в неравный бой с противником и меняло ход войны.

Бекарыстан рос крупным мальчиком. Благодаря физическим данным не раз становился победителем в состязаниях по национальному виду спорта қазақ күресі. Но больше всего у него была склонность к знаниям. Он с интересом слушал эпосы, жырау, которые рассказывали старики. Благодаря им в нем прочно сформировались такие качества, как честность, справедливость, любовь к родной земле, народу, уважение к на-циональным традициям и обычаям. У него появился дар красноречия, он начал овладевать ораторским искусством. Все это привело к тому, что к Бекарыстану стали приходить люди, чтобы послушать его познавательные рассказы, рассуждения о жизни, ситуациях в обществе. Приходили к нему и за советом.    Несмотря на молодость он умел здраво осмысливать и решать самые сложные спорные ситуации и мирить враждующие стороны. В судебных делах выступал как обвинитель, так и защитник. Он безотказно помогал каждому человеку, нуждающемуся в его поддержке. Брал под свое покровительство бедных и сирот. Слава о нем быстро распространилась по округе. О мудрости принимаемых им решений говорит следующий пример.

Как-то между людьми из одного рода произошла кровная вражда. Всему причина – смерть Сырлыбая, которого в порыве гнева убил выстрелом из лука Акмырза. Раманкул, брат убитого, затаил «кровную обиду» и решил отомстить убийце. Родственники обеих сторон понимали, что конфликт еще более ухудшить отношения между ними, и в итоге все может превратиться в крупное противостояние. Чтобы уладить конфликт, к Раманкулу приходили люди и просили его простить Акмырзу. Однако тот был непреклонен,  крупные выкупы также отклонялись. Раманкул не изменил своего решения даже после разговора с Жанкожа батыром. Прославленный полководец тогда спросил у него, есть ли в округе человек, которого он уважает, прислушивается к его мнению и согласится с принятым им решением. 

– Есть такой человек, – сказал Раманкул. – Это Бекарыстан би. Что он скажет, так и будет.

Жанкожа батыр повел его к Бекарыстану би. Он, выслушав рассказ о произошедшей истории, спросил у Раманкула.

– Сколько было ран на теле убитого брата?

– Одна, – ответил тот. – Сырлыбай умер от одного выстрела из лука, стрела попала прямо в сердце.

– Если рана одна, то убийство было совершено в порыве гнева, –сказал судья. – В таком состоянии он не ведал, что делает, и убийство было совершено по неосторожности.  Если бы ран было две и более, то тогда это считалось бы преднамеренным преступлением. Возьми выкуп и прости Акмырзу.

Таково было заключение Бекарыстана би. Раманкул прислушался к решению бия и последовал его совету. 

Годы жизни Бекарыстана Амалдыкулы пришлись на неспокойные времена. Это были годы освободительной борьбы казахского народа против кокандского, хивинского господства и политики царизма.

В первой половине XIX века на казахских землях низовий Сырдарьи господствовали поочередно беки Кокандского и Хивинского ханства. Они стали устанавливать тяжелые налоговые сборы для казахов. Начинается кровавая эпоха утверждения колониальных порядков и вытеснения коренных обитателей степи с обжитых мест. Оседлые казахи не уезжают и платят дань. Однако захватчики не останавливаются на этом – они убивают всех биев и батыров, истребляют старейшин и начальников, подвергают население Приаралья мощному гнету.

Царская администрация изымала у сырдарьинских казахов орошаемые земли, и они вынуждены были осваивать целинные и залежные земли.

Продвижение России в Южный Казахстан и Семиречье, набеги Хивы и Коканда вызвали восстания казахов во главе с Жанкожой Нурмухаммедулы, который не признавал ни русских, ни хивинцев, ни кокандцев и даже ханов. 

В ряды повстанцев вступает и Бекарыстан Амалдыкулы. Он, как и тысяча его товарищей по оружию,
храбро сражается против захватчиков. Но основная его роль в освободительной борьбе была в поднятии боевого духа сарбазов, которых он нацеливал на победу. Говорят, что Жанкожа батыр перед тем, как отправиться в поход, навещал Бек-арыстана Амалдыкулы, чтобы он благословил его перед битвой.

В жизни Бекарыстана би было немало интересных, значимых, знаменательных событий, которые передаются из поколения в поколение. О нем складывают легенды, невероятные рассказы. Вот один из них. Род бия кочевал в прибрежных районах Аральского моря. Как правило, кочевник со своими стадами устремлялся в те места, где можно было найти тучные пастбища, хороший водопой, прохладу и отсутствие мошкары.  Чтобы дойти до кочевья, приходилось зимой передвигаться по замерзшему льду моря. Вереница груженых повозок растянулась на сотни метров. Бекарыстан би со старейшинами рода ехал в авангарде кочевья. Вдруг к ним прискакал наездник и сообщил, что к каравану приближаются на лошадях туркменские барымтачи. Тогда би направился на быстром коне в арьергард вереницы, взял лук и запустил стрелу в сторону, откуда должны были напасть на караван грабители. По рассказам аксакалов, стрела была длиной чуть ли не полтора метра. Она, как гвоздь, воткнулась в твердый лед. Преследователи, увидев ее, прекратили погоню. Их смутил внушительный размер стрелы, который привел их к заключению, что ее обладатель должен быть огромным богатырем с недюжинной силой, к тому же очень смелый. Так, благодаря одной выпущенной стреле кочевники благополучно добрались до места. После этого случая, говоря о Бекарыстане Амалдыкулы, отмечали, что это тот человек, который выстрелом одной стрелы остановил врага.  

1996 год в Казалинском районе был объявлен годом Бекарыстана би, здесь проводились различные тематические мероприятия. Особый акцент делался на изучение его биографии, жизни и быта. Тогда же было принято решение переименовать аул Карла Маркса в аул имени Бекарыстана би и установить его бюст. Местные аксакалы предложили возложить к подножию памятника горсть земли с могилы прославленного бия. Надо сказать, что последние годы жизни Б.Амалдыкулы жил в Каракалпакстане, там же его и похоронили. Делегация из Казалинска исполнила пожелание аксакалов.

Сегодня аул имени Бекарыстана би является административным центром аульного округа Майдаколь. Населенный пункт находится примерно в 45-50 километрах от районного центра – поселка Айтеке би. Здесь проживает чуть менее трех тысяч человек. И все от мала до велика помнят и гордятся своим прославленным земляком.

Канат ЖОЛДАСОВ

Читайте также: