О, домбра, почему твоя песня грустна? - «Кызылординские Вести»

О, домбра, почему твоя песня грустна?

17.02.2022

2465 0

4 5

В этом году исполняется 175 лет кюйши и композитору, уроженцу земли Сыра Альшекею Бектибайулы. Приаралье по праву считают родиной жыра, взрастившей видных представителей этого вида народного творчества. Это Балкы Базар, Кете Жусуп, Канлы Жусуп, Дур Онгар, Ешнияз сал, Карасакал Еримбет, Турмагамбет. Их традиции нашли свое продолжение в творчестве не менее блестящей плеяды талантливых жырау следующего поколения выдающихся мастеров поэтического слова Нуртугана, Кошенея, Нартая, Сарсенбая, Манапа.

Родиной кюя принято считать Западный Казахстан, откуда родом Курмангазы, прозванный отцом кюя («күй атасы») за вклад в национальную музыкальную культуру, а также его ученики и последователи Даулеткерей, Дина, Сейтек. Не менее ярко домбровая школа исполнительского искусства представлена в низовьях Сырдарьи. Ее видные представители – прославленные мастера кюя Казангап, Альшекей, Шал Мырза, Досжан Курак. К слову, первого исследователи музыки зачастую относят к западной домбровой школе. Возможно, это связано с тем, что Казангап родился в местечке Акбауыр на полуострове Куланды на берегу Аральского моря, приграничном с Актюбинской областью.

Композитор и кюйши Альшекей Бектибайулы родился в 1847 году в Жанакорганском районе в местечке Бектибай сазы (ныне аульный округ Жайылма) у подножия гор Каратау. Его отец Бектибай, человек среднего достатка, владелец нескольких земельных участков, происходил из рода конырат Среднего жуза.

Тонкими ценителями музыки и превосходными исполнителями были отец Альшекея Бектибай и нагаши (дядя по матери) Рустем, виртуозно владевший кобызом и сыбызгы. Так что, зерна их таланта упали на благодатную почву, рано пробудив в мальчике любовь к искусству. Судьба была не очень благосклонной к будущему музыканту. Он рано потерял родителей, и заботы о сироте взял на себя его дядя Рустем.

Первый кюй «Аксак токты» Альшекей написал еще мальчишкой. Поводом послужил случай, когда он спас от клыков волка овцу. А вот слава пришла к нему после создания кюя «Тепенкок». Вскоре он стал желанным гостем тоев и празднеств на бескрайних степных просторах от Акмечети до Туркестана, снискав славу талантливого виртуоза-кюйши.

По воспоминаниям современников кюйши, вплоть до установления в Туркестанском крае Советской власти здание вокзала на станции Томенарык украшала картина, на которой были изображены барды казахской степи – салы и сери. На центральном плане полотна в яркой и пестрой толпе особенно выделялся кюйши Альшекей.

Как известно, строительство железнодорожной ветки «Оренбург – Ташкент» было начато Российской империей в начале 1900 года. На пути магистрали началось строительство вокзалов, станций, мостов. Так, в 1902 году было завершено строительство вокзала на станции Томенарык. На церемонию открытия вокзала пришли и народные любимцы – жырау, жырши, кюйши, чей приезд в кочевой среде всегда был для народа ярким и красочным праздником, который можно сравнить разве что с современным шоу. Сами салы в яркой богатой одежде гордо восседали на грациозных и изящных скакунах, сопровождаемые спутниками. И кони, и свита, и сами музыканты в яркой и броской одежде с домброй в руках – всё становилось настоящим праздником, вызывая восторг народа и скрашивая его нелегкую кочевую жизнь.

Это необычайно красочное действо очаровало и заворожило генерал-губернатора Туркестанского края Николая Иванова, присутствовавшего на открытии вокзала. Он и велел запечатлеть на холсте это зрелище, ставшее своеобразным олицетворением степной красоты. По распоряжению Н.Иванова картину повесили на самом видном месте, и долгие годы она украшала здание вокзала. После прихода Советов картина была снята со стены и исчезла. Как знать, быть может, в лицах вольных степных певцов, глядевших с холста, большевикам померещился дух свободы.

Выдающийся кюйши, страстно любивший родную степь, которая была источником его вдохновения, закончил жизнь на чужбине. Коренные перемены в жизнь кочевых казахов внесла Советская власть. Утрата привычного уклада жизни, раскулачивание, вылившееся в широкие репрессивные акции и голод вынудили семью Альшекея покинуть родные места. В 30-х годах прошлого века вместе с ближайшими родственниками восьмидесятилетний кюйши переплыл на лодке Сырдарью и, тайно перейдя границу, ушел в соседний Узбекистан.

Молва связывает создание одного из лучших его кюев – «Толқын» – именно с этим трагическим моментом его жизни. Грустные мысли овладели старым акыном при виде несущихся волн Сырдарьи. Возможно, он чувствовал, что ему не суждено будет вновь увидеть родную землю. Свое последнее пристанище он нашел на чужбине в возрасте 86 лет. Похоронен в Таджикистане в местечке Жауан.

Областная филармония посвятила творчеству выдающегося кюйши концерт «Кюй толқыны» – «На волне кюя». В исполнении оркестра народных инструментов имени Турмагамбета прозвучали кюи Альшекея «Желдірме», «Терісқақпай», «Толқын», «Бұқтым-бұқтым», Сыбызғының күйі», «Аққу кеткен», «Тоқтаған», «Сауда бұзар», «Жаяу кербез», «Шерлі», «Отарба», «Ақжелең», переложенные для оркестра Айткали Жайымовым, Еркином Нурымбетовым, Толепбергеном Тогжановым, Муслимом Амзе, Кеулимжаем Ботабаевым и другими.

На концерте присутствовали потомки Альшекея – ветераны труда Аманкелды Молжанов и Камалидин Шермагамбетов. От имени общественного фонда развития традиционного искусства имени Альшекея Бектибайулы они рассказали о жизни своего выдающегося предка и выразили признательность организаторам концерта.

До нас дошло около 100 кюев Альшекея, около половины были созданы им в годы вынужденной разлуки с родными местами. В его проникновенных и лиричных кюях нашли отражение глубокие человеческие переживания, размышления о превратностях жизни. В них звучат яркие краски бескрайней степи и любовь к родной природе. 

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: