Неразгаданные тайны Жетыасара - «Кызылординские Вести»

Неразгаданные тайны Жетыасара

24.08.2021

2822 0

4 5

В III веке до нашей эры в низовьях Сырдарьи обосновалось крупнейшее объединение сакских племен – канлы, образовавшее могущественное государство кангюев. Занимая обширную территорию в бассейне Сырдарьи и в горах Каратау, кангюи граничили на севере с сарматами и аланами, на западе – с племенами уйсунов, на юге – с Китаем. В древних китайских источниках оно упоминается под названием «Страна кангюй». В древних иранских письменах сообщается, что в состав кочевого государства входили также и оседлые племена, говорили эти большие и малые племена на иранских и древнетюркских языках. Их численность составляла 600 тысяч, или 120 тысяч дворов.

В ходе масштабных археологических раскопок в местах проживания древних племен кангюев было найдено много могильников и поселений, разгадать тайну которых еще предстоит ученым. О богатой культуре древнего государства кангюев свидетельствуют обнаруженные на юге Казахстана следы древней цивилизации, которую ученые отнесли к трем группам: кауншинской, сосредоточенной в Приташкентском оазисе, отрар-каратауской, расположенной в среднем течении Сырдарьи в предгорьях Каратау, и жетыасарской археологической культурой, представленной в нашем регионе, а если быть точнее – в долине высохших русел Сырдарьи – Куандарье и Жанадарье.

Древние городища Жетыасарской культуры располагались в Кармакшинском, Жалагашском и Сырдарьинском районах. Они сохранились здесь в виде возвышенностей (асаров). Археологи обнаружили около пятидесяти городищ и крепостей, среди них Бидайык асар, Сорлы асар, Домалак асар, Унгирли асар, Томпак асар, Кара асар, Жалпак асар, Тикасар, Тас асар, Коса асар.

Судя по археологическим находкам, данный регион обживался человеком еще в периоды неолита и бронзового века, но особенно интенсивно осваивался он в I тысячелетии до нашей и I тысячелетии нашей эры. Ученые связывают эту территорию с саками, аланами, кангюями, эфталитами и другими племенами, сыгравшими заметную роль в этнокультурной истории целого ряда народов евразийского пространства.

Ареал распространения жетыасарских памятников чрезвычайно широк, и территория, занятая жетыасарскими городищами, простирается далеко на север, восток и юго-восток отдавшего культуре имя жетыасарского урочища.

Своеобразная и весьма архаическая по своему облику жетыасарская культура резко отличается от всех культур, существовавших на территории Средней Азии и Казахстана. С глубокой древности Восточное Приаралье являлось одной из важнейших зон постоянных культурных и этнических контактов между скотоводами Великого евразийского степного пояса и земледельцами древнейших оазисов Средней Азии. Это был район взаимодействия разных культур, своеобразный перекресток миграционных и торговых путей, место сосуществования различных народов, что позволило ученому-археологу Сергею Толстову назвать территорию низовьев двух великих среднеазиатских рек «аральским узлом этногенеза».

Среди городов-крепостей Жетыасара самое крупное поселение – Алтын асар. Как писал С.Толстов, «…очертания городища имеют неправильную трапециевидную форму. Во внутренней части городища присутствуют следы застройки. Над городищем возвышаются четыре главных сооружения. Первое из них – «Большой дом», огромный жилой массив, превратившийся ныне в оплывший холм, второе – «Малый дом», повидимому, погребальное сооружение…».

Ученые-историки высказывают самые различные предположения по поводу появления и последующего прекращения жизнедеятельности этих поселений. Так, например, согласно одной из них, поселение Томпак асар могло погибнуть в результате военного столкновения, Бидаик асар – по причине изменения русла Сырдарьи. Данная гипотеза ученых опирается на результаты проведенных на месте города археологических раскопок, в результате которых ученым удалось проследить попытки жителей этого самого западного городища соорудить искусственные водохранилища и водосборы в русле засыхающего протока.

Большинство джетыасарских городищ представляют собой овальной или округлой формы двух и даже трехъярусные возвышенности (төбе) высотой от 8-и до 25-и метров и площадью от 1,5 метра до 18 гектаров. Огромные, многослойные, хорошо укрепленные города размещались в непосредственной близости от водных источников и были окружены некрополями, насчитывающими огромное количество курганов. Все городища располагались группами по 5-7, иногда до 10 крепостей. Расположены они друг от друга на расстоянии не более 2-8 километров. Причем эти города-крепости располагались таким образом, что с любого из них открывался вид на остальные, и можно было подавать световые сигналы с одной на другую.

Первая характеристика культуры и типология памятников внутри урочища были даны ее первооткрывателем С.Толстовым в 1948 году. Он выделил три крупных периода в истории жетыасарской культуры: Жетыасар I (последние века до нашей эры – конец III-IV веков нашей эры), Жетыасар II (IV-VI, возможно VII века нашей эры) и Жетыасар III (VII-IX века нашей эры).

В результате найденных в ходе раскопок захоронений и остатков жилищ ученые пришли к выводу, что жетыасарская культура раннего периода относится к античной эпохе. С.Толстов отметил сходство найденных здесь фрагментов керамики с античной и хорезмийской культурой. Но есть и отличия. Постройки в Хорезме традиционно возводились из квадратного кирпича, а при строительстве городов Жетыасара использовались брикеты прямоугольной формы.

По результатам проведенных археологами раскопок ученые предположили, что первый этап жетыасарской культуры характеризовался его мощным расцветом, строились дома, существовали тесные экономические связи с Отыраро-Каратауской и Кауынчинской культурами, в IV-VI веках было сильное влияние гуннов. Не случайно археологами было найдено здесь большое количество предметов быта и керамической посуды гуннского образца. Наиболее сильно сходство двух культур проявляется в традициях захоронения.

В целом, некрополи располагались вблизи каждого жетыасарского городища, период существования которых – от двух-трех столетий до тысячи и более лет. В связи с этим и число курганных могильников вокруг разных городищ было неодинаково.

Тем не менее, раскопки дают представление о погребальном обряде, который не менялся на протяжении всех периодов существования жетыасарской культуры. Покойные в богатых одеждах, завернутые в камышовые циновки, укладывались на встроенные внутри камеры лежанки-суфы, иногда с войлочной подушкой под головой. При этом предыдущие захоронения или отодвигались в сторону, или же оставлялись на месте. По прошествии значительного отрезка времени ранние погребения убирали из склепа, а камеру подготавливали к новым захоронениям, снова и снова тщательно обмазывая глиной стены, суфы, полы, иногда совершая небольшие перестройки внутри камеры.

Вблизи погребенного ставились сосуды с заупокойной пищей. Набор посуды оставался стандартным. Кроме заупокойной пищи, рядом с захороненным размещали оружие, предметы туалета, орудия труда. К сожалению, все эти могильники были разграблены, и до нас дошли лишь жалкие крохи погребальных инвентарей, о первоначальном богатстве которых можно судить по случайно сохранившимся погребениям. Изучая их, ученые пришли к выводу о необычайной устойчивости как самих погребальных сооружений, так и единого для всех их типов погребального обряда, бытующего на данной территории без каких-либо изменений на протяжении всего существования культуры. Антропологические исследования говорят о едином в основной массе населении, хотя в отдельных курганах и могильниках можно отметить иной расовый тип.

Археологические находки свидетельствуют о своеобразии материальной культуры древнего населения Жетыасарского урочища, а также высоком уровне мастерства древних зодчих. Они расположены так, что с любого из этих городищ, можно увидеть все остальные, из чего следует, что города Жетыасара представляли собой своего рода агломерацию. Удивляет и точность выполнения строительных работ. Древние архитекторы не просто «лепили» дома друг к другу, а строили симметрично и параллельно друг другу при соблюдении точных расчетов. О высоком уровне архитектурного мастерства жетыасарцев говорят и конструкции сводов и оборонительная система городищ. Каждое из городищ было ограждено крепостными стенами, бойницами, башнями. Из этого следует, что жители города могли дать отпор любому врагу и защитить свой город. Причем оборонительные башни имели коридоры, через которые можно было не только попасть в город, но и выйти из него.

Интересно, что материал для строительства жетыасарцы производили сами, причем самого высокого качества. Жившие здесь племена умели обращаться с глиной и знали все секреты изготовления изделий из нее. Доказательство – керамическая посуда, которая отличалась уникальной техникой исполнения, что говорит о высокой культуре жившего в этих местах народа.

Все же огромное количество костей животных говорит о том, что основным видом деятельности жителей этих городищ было скотоводство. А вот примитивная ирригационная система говорит о второстепенной роли земледелия. Тем не менее, жетиасарцы обрабатывали землю, выращивали злаковые культуры и даже делали вино. Города эти, настоящие оазисы, были богаты и могущественны, но как бы то ни было, они прекратили свое существование. О причинах их исчезновения строят догадки и гипотезы ученые. Ясно, что им понадобится не одно десятилетие, чтобы разгадать феномен Жетыасара.

Земля Приаралья, ставшая преемницей культуры древних племен и народностей, хранит в себе немало тайн и загадок. Здесь сосредоточена квинтэссенция самобытной культуры древних номадов – кочевников Великой евразийской степи.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: