Музыкальное наследие народа — «Кызылординские Вести»

Музыкальное наследие народа

25.09.2021

836 0

В жизни кочевого народа музыка и песни играли огромную роль. Главным музыкальным инструментом, символом казахского народа была домбра. Отличавшаяся мягким, нежным, певучим и бархатным звучанием домбра была излюбленным инструментом кочевника.

Поэт Ильяс Жансугуров посвятил ей такие строки.

Всё богатство моё – домбра!

С ней весь день не расстанусь с утра.

Мне не нужно чужое богатство,

Лишь с домброю мне важно братство.

История домбровой музыки уходит вглубь веков – об этом свидетельствуют археологические находки, найденные на территории Казахстана. Как утверждают ученые-искусствоведы, до наших дней дошло около пяти тысяч кюев, авторы некоторых неизвестны. Особой любовью и всенародным признанием пользовались жившие в средние века в казахской степи талантливые кюйши и композиторы – Коркыт ата (VII-VIII вв..), Кетбуга (XI-XIII вв..), Асан кайгы (XV в.), Казтуган (XV в.), Сыпыр жырау (XVI в.), Бухар жырау (XVIII в.), Нысанабыз (XVIII в.).

В кюях казахского народа, передававшихся от поколения к поколению, передана вся гамма человеческих чувств и переживаний: радость, вызванная рождением ребенка, горе от потери близкого человека, грусть девушки, выданной за нелюбимого, тоска от разлуки, восхищение природой. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, разнообразием тематики.

Домбровые кюи отличались многообразием музыкальной формы – небольшие односложные сочинения, крупные эпические поэмы, кюи-легенды, кюи-сказания. Среди мастеров игры на домбре наряду с айтысом особой популярностью пользовался кюй-тартыс – состязание в виртуозном владении домброй. Наивысший расцвет искусство кюйши наблюдается в конце XIX– начале XX века.

Земля Сыра славилась своей развитой эпической традицией, но не менее богато и интересно здесь представлено инструментальное творчество, которое имеет свои неповторимые черты, отличающиеся от западных и восточных домбровых традиций Казахстана. Уникальные и талантливые музыканты из народа, кюйши и композиторы Казангап Тлепбергенулы, Мырза Токтабулатулы, Альшекей Бектибайулы, Досжан Куракулы оставили богатое музыкальное наследие, которое по праву считается образцом народного искусства.

Властитель струн

Широкой популярностью и всенародной любовью пользовался кюйши Казангап Тлепбергенулы. Он родился в 1854 году в местности Акбаур на полуострове Куланды на берегу Аральского моря. Кюи Казангапа отличаются глубиной содержания, совершенством форм, красотой музыкального языка. Он создал свою исполнительскую школу, оригинальную по стилю и манере игры.

Первенец в семье бедного пастуха, Казангап рано познал тяготы жизни. С детства он помогал отцу пасти байский скот. Заметив способности мальчика к музыке, отец сделал ему домбру. Она стала верным спутником и единственной радостью Казангапа. Ей он поверял свои детские мечты.

Искусству игры на домбре учился у приезжавших в аул кюйши. Став юношей, Казангап с позволения отца отправился к знаменитому кюйши Торешу, жившему в местечке Донызтау-Акколка. Тореша поразил незаурядный талант молодого домбриста. Он раскрыл ему секреты игры на домбре, обучил его многим кюям и на прощание дал благословение.

Окрыленный встречей с Торешем, Казангап продолжает совершенствовать свое искусство, встречается с признанными кюйши Орынбаем из Бескалы, Курманиязом из Эмбы. Большую роль в его жизни сыграла встреча с Усеном торе, влиятельным и богатым человеком. Но не знатным родом и богатством гордился Усен торе, дороже всего для него была слава великого кюйши. Редко кто из домбристов соглашался состязаться с ним в кюй-тартысе. Состязание в виртуозной игре убеленного сединами Усена торе с молодым Казангапом стало торжеством настоящего искусства – нежно и мягко пела домбра старого кюйши, настойчиво и звонко домбра Казангапа. В этом поединке не было побежденного. Усен торе в знак признания таланта Казангапа оказал ему самые высокие почести – надел на него чапан и подарил верблюда. Казангап же до конца жизни считал Усена торе своим учителем. В память об этой встрече в народе остались кюи Казангапа «Ысырма», «Киту-киту, кайт-кайт», «Шыныаяк».

Славу виртуоза-домбриста Казангапу принесла победа на кюй-тартысе, организованном в Конрате Азберген ханом. Это был один из выдающихся кюй-тартысов конца XIX века, в котором участвовали признанные в степи кюйши Орынбай, Дукенбай, Каратос-Аймагамбет и Каналы торе. Обязательным условием конкурса было исполнение 62 кюев «Акжелен». «Акжелен» – это вид кюя с оптимистическим, жизнерадостным характером, который должен присутствовать в репертуаре каждого кюйши. Домбрист традиционно должен знать и уметь исполнить 62 кюя-акжелена. Казангап сыграл наиболее интересные варианты-импровизации кюев «Акжелен», среди которых особенно выделялся первый кюй всего цикла под названием «Күй шақырар» (призывающий вдохновение). В кюй-тартысе заслуженную победу одержал Казангап, и слава о нем быстро разлетелась по всей степи. Особое место в творчестве кюйши занимает цикл кюев, посвященных девушке по имени Балжан. Молодой Казангап повстречался с девушкой во время поездки в Каракалпакию. Пятнадцатилетняя красавица Балжан, дочь бая Уали, отличалась открытым характером и была искусным музыкантом. Уали поощрял интерес дочери к искусству. Казангап покорил девушку своим искусством, они вместе выступали перед публикой. На прощание Балжан со свойственной девушкам-сери открытостью призналась Казангапу в своих чувствах. Молодые люди полюбили друг друга, но им не суждено было быть вместе: у сына бедных родителей не хватило средств посвататься к дочери каракалпакского бая. Когда ему наконец удалось приехать в аул Уали, девушка уже была выдана замуж. Казангап в течение всей жизни посвящал проникновенные и трогательные кюи своей несостоявшейся любви. Их около тридцати: «16-летняя Балжан», «17-летняя Балжан», «Балжан стала матерью», «Позволь мне удалиться, Балжан» и другие. Кюй «16-летняя Балжан» – трогательная история любви, вершина казахской домбровой музыки. Кюи Казангапа отличаются лиризмом и проникновенностью. Как пишет исследователь творчества кюйши Садуакас Балмаганбетов, «кюи Казангапа – это неяркая песнь. И в этой неяркости скрыта страшная метафизическая тайна бытия. Мощь, гигантский напор, характерные для кюев Курмангазы, здесь неуместны».

Композитор считал своим лучшим произведением кюй «Көкіл», посвященный дочери. Сейчас это слово не употребляется. Как следует из истории создания кюя, слово созвучно современному «кекіл» (хохолок). Как известно, Казангап поздно познал радость отцовства, и смерть единственной дочери стала для него невосполнимой утратой. Кюйши гладит дочь по хохолку (кекіл) со словами: «Кекілім-ау, көкілім-ау».

Казангап остро реагировал на происходящие вокруг события. В его творчестве отразились конфликты и перемены, происходящие в жизни родного края. Он глубоко сочувствовал судьбе родного народа, на долю которого выпало много бед и страданий. События 1917 года отразились в его кюях «Журтта калган», «Окоп». Коренные изменения в жизни народа, произошедшие после Октябрьской революции, композитор сравнивает с великим кочевьем. Казангап был одним из первых, кто обратился к теме революционных преобразований в Казахстане. Революционным преобразованиям в степи посвящены его кюи «Қызылкеруен», «Майдақоңыр», «Учитель», «Өтті-ау дүние». Кюйши был полон творческих замыслов, но осуществить их не успел. Он скончался в 1921 году и был похоронен возле аула Айшуак в Акбауыре (Актюбинская область).

Народная память бережно сохранила и донесла до нашего времени музыкальное наследие Казангапа. Сегодня его произведения представлены в репертуаре известных оркестров республики, исполняются многими современными казахскими композиторами и музыкантами. В его честь названы улица, школа искусств в Актобе, музыкальный колледж в Кызылорде.

Даль степи и страсть души…

Видным представителем домбрового искусства Приаралья был кюйши Мырза Токтаболатулы. Он родился в 1847 году в местности Жыланды Аральского района (ранее Казалинский район). В народе больше известен как Шалмырза. Этим именем он обязан своему происхождению – Мырза был выходцем из рода шал (торткара). Любовь к искусству пробудилась в его душе рано. В этом сказалось и влияние отца Токтаболата – человека небогатого, но музыкально одаренного, прекрасного исполнителя на домбре. В его доме
часто собирались известные музыканты. Мырза был не только современником известных в степи кюйши из Приаралья, со многими из них его связывала дружба. Аксакалы рассказывают о встрече Мырзы с Казангапом. Сын Усена торе, известного в крае покровителя людей искусства, содержал в Оренбурге базар. Приезжая в Оренбург – тогда это был центр Оренбургского генерал-губернаторства – степняки часто останавливались в доме сына Усена. Здесь случайно и встретились талантливые музыканты. Как старший по возрасту Мырза сидел на почетном месте юрты – торе. Казангап исполнял один за другим свои кюи. Очарованный необыкновенным даром тогда еще молодого Казангапа, Мырза дал ему свое благословение. Казангап же почитал Мырзу как своего учителя.

Мырза был не только талантливым сочинителем. В совершенстве владея домброй, он слыл мастером айтыса. В молодые годы часто вступал в песенно-поэтическое состязание с девушкой по имени Мамык, дочерью султана Байсары. Красивая и умная девушка всецело завладела сердцем Шалмырзы. Но он был беден, а она была дочерью состоятельного и влиятельного вельможи. Любовь к Мамык вдохновила его на создание замечательных кюев «Мамық», «Мамықтың жортақ күйі».

Интересна история создания многих его кюев. Однажды Шалмырза был почетным гостем на тое в одном ауле. Спасаясь от жары в юрте, он наблюдал за происходящим снаружи сквозь приподнятый полог юрты и увидел девушку, которая то приходила в соседнюю юрту, то уходила. У хозяев он узнал, что это бедная сирота, которая после смерти родителей воспитывает грудного ребенка, своего младшего брата. Попасть на свадьбу очень хотелось, а оставить малыша не с кем. Вот и ходила девушка взад-вперед. Так появились его кюи «Тән-тән қыз», «Әуіп-пәли, бөпем-ай», «Жалтаң қара».

После Октябрьской революции, спасаясь от голода, Шалмырза с семьей покинул родные края и уехал в Каракалпакию. По просьбе единственного сына Алмырзы в 1930-е годы возвратился на родину. Незадолго до смерти кюйши подарил свою домбру племяннику Жалдыбаю, сыну своего брата Елеуке. Благодаря творчеству Жалдыбая Елеукеева произведения Шалмырзы дошли до слушателей. В 70-е годы прошлого века Жалдыбай был артистом эстрадно-концертной бригады имени Нартая Бекежанова. На концертах в его исполнении со сцены часто звучали кюи Шалмырзы. Сегодня известно больше 20 кюев музыканта.

Мастер кюя Альшекей

Композитор-кюйши Альшекей Бектибайулы (1847-1932) – один из выдающихся представителей домбровой школы низовий Сырдарьи. Творчество Альшекея – яркое явление в истории казахского музыкального искусства.

Он родился в 1847 году у подножия Каратау в местечке Бектибай сазы аульного округа Жайылма Жанакорганского района. Его отец Бектибай был человеком среднего достатка из рода конырат Среднего жуза, владел земельными участками.

На развитие творческих способностей оказали влияние отец, тонкий ценитель музыки, и дядя по материнской линии Рустем – музыкант-виртуоз, великолепно игравший на кобызе и сыбызгы.

Этому искусству дядя обучил племянника. Двенадцатилетним мальчишкой Альшекей мастерски исполнял популярные в народе кюи и слыл замечательным домбристом. Вместе с отцом юный Альшекей бывал на тоях и празднествах, проходивших на бескрайних степных просторах от Акмечети до Туркестана, что способствовало знакомству с бытом, традициями и культурой степных племен. Свой первый кюй «Аксак токты» он написал еще в юном возрасте, когда спас овцу, на которую напали волки. Славу и признание Альшекею принес кюй «Тепенкөк».

Октябрьская революция внесла коренные перемены в жизнь кочевых казахов. Раскулачивание, вылившееся в широкие репрессивные акции, не миновало семью Альшекея и его ближайших родственников. Их признали баями и не приняли в колхоз, а имущество конфисковали. Семья Альшекея вместе с ближайшими родственниками была вынуждена бежать в соседний Узбекистан. Находившийся уже в преклонном возрасте кюйши, переправляясь на весельной лодке через Сырдарью, долго смотрел на несущиеся волны реки… Возможно, он предчувствовал, что ему не суждено будет вновь увидеть родную землю. Так родился один из его лучших кюев «Толқын» – философское размышление о жизни, судьбе народа.

Он автор более 100 кюев, к сожалению, не все они дошли до нас. Причина в том, что кюйши долгие годы провел в Узбекистане и Таджикистане. Его потомки вернулись на родину лишь в середине XX века. Он умер на чужбине в возрасте 85 лет и похоронен недалеко от Самарканда в местечке Жауан. Пользуются известностью его кюи «Тепенкөк», «Ол кім?», «Желдірме», «Қыз тоқтаған», «Шерлі», «Сауда бұзар», «Толқын», «Жайлауда», «Тарту», «Терісқақпай».

Сила искусства

Виртуозной игрой на домбре покорял слушателей Досжан Куракулы. В пятнадцать лет он мастерски исполнял кюи Казангапа, Альшекея, Шалмырзы.

Родился в 1878 году в ауле, который сейчас носит имя Наги Ильясова Сырдарьинского района. Его дед Курак был известным в краю батыром, сражался бок о бок с батырами Бухарбаем, Игибаем, Жангабылом, не раз побеждал в поединках прославленных батыров Хивинского ханства. Досжана, оставшегося сиротой в четыре года, взял на воспитание дед Курак. Когда умер дед, мальчику было всего восемь лет. На развитие музыкальных способностей Досжана оказал влияние его дядя Уким. Вместе с дядей подросток с 15 лет выступал на тоях и празднествах и занимался сочинительством. Слава о нем как об искусном кюйши, распространилась по всей степи.

В 1939 году в составе группы артистов из Кзыл-Орды во главе с Нартаем Бекежановым Досжан принимал участие в культурной программе Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. В 1937 году под его руководством в ауле Ширкейли был открыт кружок домбристов. Незадолго до войны Досжан создал в ауле оркестр народных инструментов, который неоднократно становился победителем многих конкурсов. В составе оркестра было 25 артистов, среди них Рахматулла Султанов, Рамиш Абдрахманова, Сламбек Скаков, Шаки Оспанов. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году многие из них были призваны на фронт, вернулись в родные края не все. Сам кюйши умер в 1944 году.

Сегодня кюи Досжана входят в репертуары многих оркестров и ансамблей народной музыки. При Сырдарьинском районном отделе культуры и развития языков в 2000-годах был создан оркестр народных инструментов имени Курака Досжана, которым руководит известный в районе музыкант, кюйши Сансызбай Садвакасов.

Богатое музыкальное наследие народа еще не до конца исследовано. Почитать творчество великих сыновей казахской степи, помнить и изучать их произведения – одна из задач программы «Рухани жаңғыру».

В 2014 году в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО была включена номинация «Искусство исполнения домбрового кюя».

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: