Проявлением высокой духовности казахского народа, одним из признаков генетического кода является его самобытная национальная культура, наиболее ярко выраженная в музыкально-поэтических традициях. Особое место в жизни казахского общества занимали жырау – степные поэты-импровизаторы и музыканты. Этот вид народного творчества наиболее ярко сохранился в низовьях Сырдарьи. Не богатством и знатностью рода прославились Ешнияз сал, Балкы Базар, Дур Онгар, Кете Жусип, Омар Шораяк, Жиенбай, Турмагамбет. Секрет всенародной любви к ним – в их поэтическом даре.
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося акына-импровизатора и жырау Кете Жусипа Ешниязулы, выходца из Кармакшинского района, прозванного в народе Родиной ста акынов.
Он родился в 1871 году в ауле №1 Куандарьинской волости Казалинского уезда, входившего в состав Туркестанского генерал-губернаторства (ныне аул Турмагамбета Кармакшинского района). Отец Жусипа Ешнияз сал Жонелдикулы (1834-1902) был непревзойденным акыном, мастером айтыса, искусным исполнителем народных песен, слава о котором простиралась далеко по степи. По некоторым сведениям, он был в дружеских отношениях с прославленным кюйши Курмангазы. Исследователь и собиратель казахского фольклора Александр Затаевич записал шесть песен Ешнияза сала, которые включил в свой сборник «1000 казахских песен», вышедший в свет в 1925 году в Оренбурге. Отец оказал благотворное влияние на Жусипа. Он рано взял в руки домбру и уже в 14 лет принимал участие в айтысах, стяжав славу мастера поэтической импровизации.
По воспоминаниям современников, грамоте его обучил аульный мулла, а его природный музыкальный и поэтический дар получил развитие под влиянием отца, неизменно бравшего маленького Жусипа с собой на различные празднества и гуляния. Свои первые поэтические опыты он сочинил, подражая поэтам Востока и Абаю, а также пользовавшимся известностью в степи акынам Балкы Базару, Карасакалу Еримбету, Шегебаю Бектасулы и другим.
Разнообразна тематика его произведений. Его поэтические творения о смысле жизни и бытия перемежаются со стихами, посвященными пленившим его сердце красавицам Куляй, Биби, Ажар, Сауле, Махаббат. В его творчестве нашли отражение и социальные темы: неравенство, несправедливость, царившие в степи. Немало строк он посвятил критике человеческих пороков, таких как лень, алчность, невежество, призывая соплеменников к честности, справедливости, человечности, овладению знаниями. До нас дошли также около десяти его дастанов, среди них «Шахзада», «Зейпін қыз», «Сұрмерген», «Өткен заман», «Бір қарт адам», «Барымта» и другие. Высокой художественностью отличается произведение «Бүркіттің сыны», относящееся к более зрелому этапу творчества акына – написано в 1911 году. Стихотворение можно назвать прекрасным образцом любовной лирики. С приходом Советской власти он создает цикл стихов, в которых приветствует революционные преобразования в степи, выражая надежду на лучшую жизнь и уверенность в завтрашнем дне.
Надо отметить, что в низовьях Сырдарьи было трое признанных акынов-импровизаторов по имени Жусип. Кроме героя нашего рассказа, известны были его современники Жусип Кадырбергенулы, известный под именем Канлы Жусип, живший на территории нынешнего Сырдарьинского района, а также Жусип Таубай из Акжара. Своим именем Кете Жусип обязан своему происхождению – из рода Кете Младшего жуза.
Жусип Ешниязулы славился как неизменный участник крупных айтысов, на которых он зачастую выходил победителем, превосходя соперника в остроте языка и красноречии. Наряду с устным импровизаторским искусством в Кызылординском регионе использовался и наиболее поздний вариант этого жанра – письменный айтыс, когда на поэтический диспут оппонента можно было вызвать письмом. Темы для таких айтысов были неисчерпаемы, и переписка могла продолжаться сколько угодно. Известны переписки между Нартаем Бекежановым и Айманкуль Тажибаевой, проживавшей на станции Караозек. Один из таких письменных айтысов имел место между Кете Жусипом и Канлы Жусипом. Переписка между акынами продолжалась в течение семи лет, каждый из которых в конце концов стал считать, что соперник задевает его самолюбие. Говорят, чтобы помирить двух Жусипов Турмагамбет Изтлеуов был даже вынужден созвать совет акынов.
Были записаны и дошли до наших дней айтысы Жусипа Ешниязулы с известными акынами того времени Шакей салом, Жиенбаем, Турымбетом, Жубаниязом, Кулназаром, Куанышем Баймаганбетовым. Многие из них дошли до нас благодаря ученым, исследователям фольклора Абубакиру Диваеву, Ауелбеку Коныратбаеву, Мардану Байдилдаеву и другим. Благодаря им толгау и дастаны Жусипа Ешниязулы вошли в сборники «Ақындар айтысы» (1959 г.), «Пернедегі термелер» (1965 г.), «Үш ғасыр жырлайды» (1979 г., 1985 г.), «Ақын-жыраулар» (2003 г.) и ряд других. Поэтические традиции Жусипа Ешниязулы продолжил его сын Музарап.
К сожалению, огромный пласт поэтических произведений жырау, в том числе и сказителей Приаралья, не дошел до нашего времени. Музыкально-поэтическое творчество народа требует дальнейшего изучения и тщательного исследования, в том числе искусство жырау, которое своими корнями уходит в глубокую древность и не растеряло свой сакральный смысл.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА