О больших проблемах маленьких граждан - «Кызылординские Вести»

О больших проблемах маленьких граждан

24.12.2020

945 0

image e1608785367984

Страну под названием «Детство» принято считать теплой, светлой и радостной. А делать ее такой должны самые близкие для ребенка люди, которые подарили ему эту жизнь. Но в действительности, как известно, так происходит не всегда. Иногда, в силу непредвиденных обстоятельств, ребенок остается сиротой. Бывает и так, что пагубные пристрастия затмевают все родительские чувства, и родные люди становятся источником угрозы для жизни собственных детей. А иногда отсутствие работы, жилья, проблемы со здоровьем или другие неурядицы просто не позволяют дарить радость своим детям. Да что там радость, даже обеспечить всем необходимым для полноценного физического и интеллектуального развития есть возможность далеко не всегда.

Об этих проблемах и о том, как они решаются на сегодняшний день, наша беседа с руководителем отдела социальной защиты детей и подростков областного управления образования Шолпан Жунисовой.

— Основная задача нашего отдела — защита уязвимой категории детей, — пояснила она. — Это понятие включает в себя правовую и социальную защиту, получение медицинской помощи и образования. Основной контингент наших подопечных — это дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, из многодетных малообеспеченных семей, пострадавшие от насилия, дети с суицидальным или девиантным поведением. Также в рамках своих полномочий мы занимаемся профилактикой социального сиротства. Форму и объем помощи определяет то, к какой категории относится ребенок. И каждый случай рассматривается индивидуально.

В нашем регионе сейчас проживает около трехсот тысяч детей в возрасте до 18 лет, 56 тысяч из них находятся в трудной жизненной ситуации. Детей с ограниченными возможностями и с особыми образовательными потребностями более шести тысяч. Детей-сирот 841, из них 86 находятся в учреждениях интернатного типа, 286 детей на патронатном воспитании. Остальные под опекой и попечительством своих родственников.

— Сколько родителей были лишены родительских прав в нашей области за последние годы?

— Лишение родительских прав — это крайний шаг, на который идут, исчерпав все методы воздействия и помощи нерадивым родителям. Ведь профилактика социального сиротства преследует единственную цель — сохранить семью для ребенка. Но сделать это удается далеко не всегда.

В прошлом году 87 родителей были лишены родительских прав. В этом году таких 44. Большая часть из них страдает алкогольной или наркотической зависимостью. Зачастую такие родители не выполняют своих обязанностей. Но они всегда могут исправить ситуацию и восстановить свои родительские права через суд, доказав, что они готовы выполнять свои обязанности в полном объеме и создать для ребенка необходимые условия. Но это бывает крайне редко.

Однако, бывают случаи, когда семью можно сохранить, решив социальные и финансовые проблемы. Важно понимать, что далеко не всегда семьи с низким достатком не способны создать для своих детей теплую, доброжелательную атмосферу — слабая финансовая обеспеченность не имеет прямой связи с аморальным поведением части родителей. И этот факт должен учитываться уполномоченными органами при принятии судьбоносных для социальных сирот решений.

Какими бы ни были условия жизни детей в семье, в спецучреждении им не будет лучше. И никакое сбалансированное питание или исправно работающее отопление не заменит детям материнского тепла и заботы. Фактор привязанности к своим родителям, какими бы они ни были, игнорировать нельзя. Но если ситуация опасна для ребенка, то тут, конечно же, речь о сохранении такой семьи не идет.

— Как проблемы семей в тяжелой жизненной ситуации можно решить усилиями управления образования?

— Наша первостепенная задача — это образование и воспитание. Но ни о каком полноценном образовании не может идти речь, если у ребенка неблагополучно дома. Для того, чтобы решать эту проблему комплексно, в нашем регионе уже четвертый год реализуется проект «Создание центра по оказанию помощи детям и семьям в тяжелой жизненной ситуации». Его реализует общественный фонд «Дети Арала» по государственному социальному заказу нашего управления.

Начали они с обучения социальных педагогов. Ведь должность эта относительно новая в образовательной системе, также как и должность школьного психолога. И обучение проводилось не просто на семинарах. Для сопровождения специалистов в рамках проекта выбирались определенные семьи, чьи проблемы требовали безотлагательного решения. Им помогали оформить документы для адресной социальной помощи и положенных им пособий, трудоустраивали, помогали встать в очередь на получение жилья. Конечно же, одному социальному педагогу такая работа не под силу. Поэтому она проводилась совместно со специалистами других уполномоченных управлений.

Этот проект в пилотном режиме начал свою работу сначала в областном центре. Сейчас его внедряют в районах. Что характерно, число таких семей увеличивается с каждым годом, но это вовсе не отрицательная тенденция. Это просто стали лучше выявлять такие случаи, обращать на них должное внимание. И мы не ставим целью стопроцентно решить проблемы таких семей. Наши специалисты стараются помогать в самых тяжелых случаях, чтобы дети могли получать качественное образование.

Помощь в профилактике социального сиротства может оказать и Центр адаптации несовершеннолетних. Сейчас в нормативные документы должны внести изменения и ввести поправку в название этой организации. Предположительно она будет называться «Центр адаптации несовершеннолетних для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Сама формулировка меняет очень многое. Во-первых, увеличится срок нахождения там. Во-вторых, родители, оказавшиеся в трудной ситуации, смогут на время помещать туда детей и забирать их после того, как проблемы будут решены.

— Если все-таки не удалось сохранить семью для ребенка, либо же родители умерли, какие варианты есть на сегодняшний день для воспитания его в семье?

— Каждый ребенок имеет право воспитываться в семье. Для того, чтобы максимально реализовать это право, за последние десять лет государством было проведено множество реформ.

Самая распространенная форма — это опека родственников. Каждый опекун сейчас получает деньги на содержание ребенка. Также ребенок может воспитываться в патронатной семье до 18 лет.

Новая форма — это приемная семья. Эти семьи берут детей именно из интернатных организаций. У нас, кстати, только одно такое учреждение и оно максимально приближено к семейной форме воспитания. Это детская деревня «Атамекен» и сейчас там находятся 46 детей.

— Как известно, дети в этой деревне растут в хороших условиях. Двухэтажные коттеджи, отличная мебель, бытовая техника. Питание у них сбалансированное, и далеко не каждая среднестатистическая семья может себе такое позволить. Как они интегрируются в общество после выпуска? Ведь на все придется зарабатывать самим, а это не всегда просто.

— Вопросам социализации детей-выпускников детской деревни сейчас уделяется большое внимание и не нужно думать, что после выпуска они предоставлены сами себе. Во-первых, они могут получить образование в колледже или вузе по их выбору в любом городе Казахстана. Эти молодые люди могут оплатить обучение с тех денег, которые накоплены на их счетах из государственных пособий, либо же поступить на гранты, выделяемые специально для них. К примеру, в этом году четыре выпускника детской деревни стали студентами по гранту, предоставленному КГУ имени Коркыта ата. Во-вторых, во всех государственных и во многих частных высших и средне-специальных учебных заведениях им выплачиваются стипендии на питание, одежду и проезд, выделяется место в общежитии. А после окончания учебного заведения по закону они все должны быть трудоустроены.

Но самую важную роль в успешном построении дальнейшей судьбы играет обеспечение жильем. Здесь действует такая схема. После окончания школы, дети переезжают в Дом юношества, где могут бесплатно жить с 16 до 23 лет. Сейчас там находится 19 детей, а он рассчитан на 37.

За время проживания в Доме юношества ребята должны определиться с работой, но это удается не всегда. После достижения 23 лет, они переезжают в Дом молодежи, где получают арендную квартиру до 27 лет, а оттуда они все уже переезжают в свое жилье, выделяемое им государством

Однако ребенок, воспитывающийся в патронатной семье, в Доме юношества поселиться не может, так как он предназначен для выпускников интернатных организаций. Но хочу отметить, что даже после достижения 18 лет, дети нередко остаются в патронатных семьях. Но если возникают проблемы, то они могут после достижения совершеннолетия переселиться в Дом молодежи.

— Не сложен ли в психологическом и финансовом плане переход детей из деревни «Атамекен» в Дом юношества? Ведь все-таки там они содержались на полном пансионе, а тут уже самому приходится зарабатывать.

— Мы посчитали, что доход детей в Доме юношества, состоящий из пособий и стипендий, составляет 68 тысяч тенге. Не у каждого взрослого человека в нашем городе есть такая зарплата. И если тратить разумно, то на все должно хватить, с учетом того, что за квартиру и комуслуги платить не надо. Но для того, чтобы научить детей правильно расходовать свои деньги, их сейчас обучают финансовой грамотности в игровой форме. Учат тратить разумно, зарабатывать и откладывать. Конечно, я не говорю, что их дальнейшая судьба будет безоблачной. Многое зависит от самих воспитанников. Также как и дети, выросшие в полной семье, они сами хозяева своей судьбы, но государство старается помочь им на начальном этапе жизни выбрать правильный путь. Мы со своей стороны тоже оказываем всяческую поддержку.

— В последнее время много стали говорить о суицидах среди детей и подростков. Как остро стоит эта проблема в нашем регионе?

— С этой проблемой мы тоже сталкиваемся, также, как и в других регионах нашей страны, такие печальные случаи бывают и у нас в регионе. В этом году было совершено пять суицидов и семь попыток.

Что касается профилактики суицидального поведения, то этой работой в рамках госзаказа занимается неправительственная организация из Нур-Султана. У них разработана своя авторская программа, которая состоит из четырех компонентов. Первый —
это анкетирование детей, второй — обучение «вахтеров суицида» для распознавания признаков суицидального поведения. Третий — обучение родителей, и четвертый компонент – самообращение подростков.

Специалисты НПО объясняют родителям и детям, что такое психологическое здоровье. Учат, как можно распознать, что ребенку нужна помощь психолога. Анкетирование не является обязательным. Однако оно помогает выявить уровень тревожности или детские страхи. И если есть какие-то тревожные симптомы, тогда с ребенком работает психолог. Он берет у ребенка интервью, в котором могут задаваться прямые вопросы. По результатам беседы психолог школы либо сам берет на контроль школьника, либо же направляет в медицинские учреждения в зависимости от степени тревожности. В поликлинике психологи определяют, какое лечение ему нужно будет назначить.

В прошлом году было выявлено 900 детей, чье психологическое состояние насторожило специалистов. В позапрошлом году – 785. Ежегодно число увеличивается, но это увеличение – положительная динамика. Ведь чем больше выявляется таких детей, тем меньше суицидального риска среди подростков. Ведь главное, чтобы в кризисный период рядом находился человек, который бы объяснил, что ему нужна помощь.

Число самообращений к психологам увеличивается, и это тоже хороший показатель. Наши школьники и их родители перестали бояться визитов к психологу, как чего-то неприличного. Теперь это воспринимается вполне естественно и в психологе чаще всего видят друга, который может помочь, а не врага, который повесит на ребенка ярлык неполноценности. Школьный психолог не всегда может самостоятельно оказать помощь, но зато может направить к нужному специалисту.

Эта программа внедряется, начиная с возраста «суицидального риска», который определен с 8 по 11 классы и 1 курса колледжа. Но в этом году у нас было два случая, в одном из которых свел счеты с жизнью 8-летний ребенок, а во втором случае 12-летний. До работы по этой программе эти дети не доросли, и почему они это сделали объяснить тяжело. Но по каждому такому случаю проводится специальное расследование, создается мобильная группа. И знаете, как показали наши наблюдения, зачастую о том, что с ребенком что-то происходит, становится заметно за год до того, когда он перешагнет последнюю черту и сведет счеты с жизнью. Первыми звоночками могут быть смс-ка другу, статус в социальных сетях, разговоры с друзьями. Мы стараемся на все эти мелочи обращать внимание школьных психологов, чтобы в дальнейшем, если они встретятся в поведении другого подростка, можно было успеть ему помочь.

Так что будьте внимательны к своим детям, ведь самые лучшие друзья для них – это близкие люди.

— Спасибо за беседу.

Подготовила Анна РОМАНОВА

Читайте также: