Фото kzvesti.kz
Находящиеся в отпуске более 30 дней порой сталкиваются с тем, что утрачивают свой статус застрахованного. Дело в том, что взносы должны оплачиваться за каждый месяц в отдельности. Бухгалтерия работодателя считает, что оплата произведена верна. Из-за участившихся обращений такого рода в Фонде социального медицинского страхования подготовили разъяснения на эту тему.
Как известно, консультации по вопросам обязательного социального медицинского страхования с 1 июня 2023 года можно получить по короткому номеру 1414. Это позволило сократить «потерянных» звонков более чем в 15 раз – с 489,5 тыс. до 31,6 тыс. При этом доля отвеченных звонков выросла в 2,4 раза: если раньше их доля составляла 37% звонков, то теперь 88,5%.
«При переходе на 1414 ставились задачи охватить больше звонков и сократить время ожидания ответа с 5 минут до 18 секунд в среднем. То есть показатель улучшился более чем в 16 раз», – отметила директор департамента по работе с юридическими и физическими лицами ФСМС Забира Оразалиева.
Она отметила, что чаще всего люди звонят, чтобы проверить свой статус или узнать, как его получить. В летнее время и в ноябре было много вопросов по восстановлению статусов от учителей и врачей, которые уходят в отпуск более чем на 30 дней. Часто бухгалтер организации делает оплату взносов только в одном месяце, а в следующем месяце отпуска у работника образуется задолженность из-за неуплаты.
Что делать в таких ситуациях?
Согласно Закону «Об ОСМС», для получения статуса застрахованного необходимо иметь оплату взносов за прошедшие или будущие 12 месяцев. Для сохранения статуса важно регулярно оплачивать взносы за каждый месяц.
Если будет пропущен хоть один месяц, работник утратит статус. Поэтому работодателю необходимо непрерывно перечислить обязательные платежи. Если трудовой отпуск составляет более 30 дней, уплата взносов и отчислений на ОСМС должна производиться за каждый месяц в отдельности.
Согласно пункту 1 статьи 90 Трудового кодекса, продолжительность оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков исчисляется в календарных днях без учета праздничных дней, приходящихся на дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, независимо от применяемых режимов работы и графиков сменности.
То есть при исчислении дней отпуска учитываются календарные дни каждого месяца. Поэтому отчисления и взносы тоже должны быть на каждый месяц.
Таким образом, если отпуск охватывает несколько периодов (дольше одного месяца), необходимо разделить платежи на ОСМС по периодам.
Данный алгоритм реализован в программе 1С бухгалтерии, разъяснения доступны на портале «Профессионально PRO1C» с 2020 года, а также в системе бухгалтерского учета сферы образования Павлодарской области.
Эту информацию необходимо учесть работодателям, которые направляю сотрудников в длительный отпуск.
Если платеж ушел не верно
Если взносы не были произведены за все месяцы трудового отпуска, работодатель может сделать возврат неверно оплаченных взносов и произвести оплату заново по указанному выше алгоритму.
Ознакомиться с порядком возврата платежей можно на сайте Фонда (раздел «ОСМС-гид», далее раздел «Для пациента» – «Как производится возврат излишне или ошибочно оплаченных взносов и отчислений?»).
Альтернативный способ
Кроме того, работодатель может произвести оплату взносов за работника, который находится в длительном отпуске, как за самостоятельного плательщика в размере 5% от минимальной заработной платы (в 2023 году – 3 500 тенге).
Если взносы за 11 месяцев
Также в Фонде отметили, что часто бывают обращения от людей, которые выходят в отпуск по итогам 11 месяцев работы. То есть не имея еще 12 платежей на ОСМС, поэтому статуса застрахованного у них ещё нет. Он будет присвоен, когда работодатель произведет 12-й платеж, так как статус присваивается при наличии платежей за 12 месяцев.
Для консультаций
Напомним, звонки контакт-центр 1414 принимает с 9.00 до 21.00, по альтернативным каналам связи обращения можно оставлять круглосуточно.
Как отмечают в Фонде, операторы могут помочь по вопросам проверки статуса и оплаты взносов, прикрепления к поликлинике, получения медицинской помощи, также разъяснят права пациента и расскажут о возможностях застрахованного в системе ОСМС. Если же ситуация требует детального изучения и получения объяснения от медицинской организации, то обращение передают на вторую линию. Принятое решение доводится до заявителя.
Проверить статус застрахованности можно следующими способами:
- мобильное приложение Qoldau 24/7
- официальный сайт fms.kz
- @SaqtandyrýBot в Telegram
- Контакт-центр 1414
- мобильное приложение Damumed
- мобильное приложение Halyk
- мобильное приложение BCC.KZ
- мобильное приложение Kaspi.kz
- сайт электронного правительства egov.kz – через государственную услугу «Предоставление информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования».