Деятельность института частных судебных исполнителей развивается из года в год. В этой связи удалось побеседовать с заместителем руководителя департамента юстиции Кызылординской области Узакбаем Оразгельди на тему текущей деятельности частных и государственных судебных исполнителей и их квалификации.
— Узакбай Оразгелдиулы, чем частные судебные исполнители отличаются от государственных судебных исполнителей и кто может быть частным судебным исполнителем?
— В первую очередь стоит остановиться на вопросе, кто может быть частным судебным исполнителем. Частный судебный исполнитель – гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию частного судебного исполнителя и вступивший в Республиканскую палату. Лицо, лишенное лицензии частного судебного исполнителя, не может быть частным судебным исполнителем в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу. Лица, прошедшие стажировку, проходят аттестацию в комиссиях по аттестации лиц, претендующих на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя, создаваемых в территориальных органах областей, городов республиканского значения и столицы.
Лицензия частного судебного исполнителя – разрешение на право занятия деятельностью по применению мер принудительного исполнения исполнительных документов и выдается уполномоченным органом после прохождения стажировки и аттестации.
Если кто-то представится перед вами частным судебным исполнителем и потребует уплаты какого-то долга, то в первую очередь лучше проверить себя по списку должников. Единый реестр должников общедоступен.
Все, что вам нужно сделать, это написать в интернете «Единый реестр должников» (Единый реестр должников) и ввести свой личный идентификационный номер. В результате вы можете увидеть информацию об отдельном судебном исполнителе, об исполнительном документе, реквизитах для проведения платежа.
Если данные в соответствии с введенным ИИН не установлены, то необходимо знать, что обратившееся к вам физическое лицо не является частным судебным исполнителем. В этом случае лучше обратиться в управление полиции для проверки фактов мошенничества.
Кроме того, список частных судебных исполнителей, оказывающих услуги по республике можно узнать с официального сайта http://zhso.kz/. В нем указаны адреса их офисов, телефоны, электронная почта.
С 2021 года для передачи исполнительного документа частному судебному исполнителю не требуется обращаться в его офис.
Республиканская палата частных судебных исполнителей Республики Казахстан усовершенствовала «автоматизированную информационную систему органов исполнительного производства», и теперь, не выходя из дома, появилась возможность направить исполнительный документ любому частному судебному исполнителю для исполнения посредством электронной подписи.
Либо частный судебный исполнитель имеет возможность направить необходимые документы по имеющимся в его исполнении производствам, скачать необходимые ему процессуальные решения, а также направить частному судебному исполнителю краткое уведомление (смс). Для этого необходимо в сети интернет написать ОИП АИС и перейти в кабинет сторон.
После этого можно пройти регистрацию и далее использовать по мере необходимости.
Основная особенность заключается в том, что частные судебные исполнители не зависят ни от кого. Самофинансируется за счет личного дохода. Тем не менее, их юрисдикция в отношении использования закона сбалансирована с государственным судебным исполнителем. В то время как государственный судебный исполнитель получает зарплату из государственного бюджета, частные судебные исполнители финансируются за счет своей работы. ЧСИ производит оплату услуг исполнителя за счет средств, взысканных с должника. т. е. взимает плату за услуги с определенного процента взысканных средств или стоимости имущества.
— С момента введения института частного судебного исполнителя это направление было поставлено в определенную систему? Удалось показать эффективность?
— Частные судебные исполнители появились в Казахстане с 2011 года. Сначала их было около 100, а сейчас их почти 1500. Раньше нагрузка государственных судебных исполнителей была огромной. Они физически не могли выполнить производство. Такая ситуация, конечно, не может не сказаться на снижении качества работы. В соответствии с внесенными в закон изменениями, в связи с тем, что большая часть исполнительных документов передается частным судебным исполнителям, сейчас качество работы значительно улучшается.
Что касается института частных судебных исполнителей, то с каждым годом их число растет. Выгодным для государства моментом частных судебных исполнителей это то, что они не выделяют деньги из бюджета. Отличие частных судебных исполнителей от государственных заключается в том, что система оплаты его работы очень удобна. Это потому, что он берет определенную сумму с заемщика и обращает внимание на быстрое выполнение его работы. То есть он торопится оформить исполнительный документ в кратчайшие сроки. В результате увеличится процент исполнения исполнительных документов. Это повышает доверие граждан и формирует тенденцию удовлетворенности работой частных судебных исполнителей. Вот и наш ожидаемый результат. Цель – обеспечить быстрое и качественное обслуживание населения, создавая конкуренцию между частными судебными исполнителями. С одной стороны, быстрое исполнение исполнительных документов судов и уполномоченных органов также влияет на повышение показателей их работы. Можно ли после этого сказать, что введение института частного судебного исполнителя неэффективно? Вместе с тем, для повышения эффективности исполнения исполнительных документов частными судебными исполнителями необходимо совершенствование действующего законодательства.
— Какой международный опыт государств руководствовался внедрением этой системы?
— Вообще, частные судебные исполнители впервые были введены во Франции. В странах Балтии эта система очень хорошо налажена. В Эстонии и Латвии частный судебный исполнитель также появился рано. Многие развивающиеся страны получили образец из Франции. Закон в странах Балтии был несколько близок к созданию института частных судебных исполнителей в Казахстане. С учетом законов нескольких государств, таких как Болгария, совместно с зарубежными специалистами был создан институт отечественных частных судебных исполнителей.
Институт частных судебных исполнителей позволит повысить уровень исполнения исполнительных документов судебными и иными уполномоченными учреждениями и существенно повысить престиж профессии судебного исполнителя без дополнительных бюджетных затрат.
— Стало ясно, что работа института выгодна государству, народу. Созданы ли для частных судебных исполнителей юридически все условия для выполнения работы?
-Поскольку в стране параллельно работает государственный и частный судебные исполнители, некоторые права, предоставленные государственному судебному исполнителю, частным судебным исполнителям не переданы. Например, государственный судебный исполнитель имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях. Частному судебному исполнителю запрещено исполнять такую обязанность. Эта ситуация создает трудности в решении вопроса привлечения к административной ответственности должников, отказывающихся в исполнении судебных актов. Также есть моменты, которые необходимо доработать в вопросе рассмотрения дисциплинарной ответственности частного судебного исполнителя. Так, за нарушение закона или иные недостатки к государственным судебным приставам применяются дисциплинарные обязанности в виде предупреждения, выговора, строгого выговора, предупреждения о несоответствии деятельности. За подобные недостатки частному судебному исполнителю сначала налагается предупреждение, а затем дисциплинарная мера об исключении из членов палаты частных судебных исполнителей.