Каждый уважающий себя народ должен почитать свои духовные ценности, которые делают этот народ народом. Это долг всех народов мира. Как говорил Кадыр Мырза Али «Настоящий казах – не казах, настоящий казах — домбра»! И ведь, действительно, когда говорят про казахский народ, то первым, что приходит на ум – это домбра. Для казаха домбра почитаема также, как почитаем комуз для кыргыза, хомус для сахи, курай для башкира.
Большим спросом пользуется домбра ручной работы мастера по изготовлению народных инструментов Оспанхана Мусаева в ауле Косуйенки, расположенного у подножия старого Каратау. Сначала он построил небольшую мастерскую из доступных материалов, позже получил льготный кредит через региональный инвестиционный центр «Кызылорда».
На полученнные средства заменил «унаследованные» от советского периода станки, приобрел современные оборудования. В мсатерской есть все необходимое для изготовления инструментов: станки для обрезки, очистки и шлифовки. Надо заметить, что больше всего приспособлений предназначено для самого любимого музыкального инструмента – домбры. Он подолгу рассматривает готовый инструмент, прощупывает каждый миллиметр, чтобы еще раз убедиться в отсутствии изъянов. Потом бережно прикоснувшись к струнам, извлекает звуки. Интерес молодого человека к наследию предков привел его к этому занятию. Сейчас в мастерской не только кобыз и домбра, но и сувенирные изделия, астау и куби, седла.
Его работы участвовали не только в городских и областных, но и республиканских, международных выставках. А любовь к прикладному искусству Оспанхану передалась от предков. Ведь династия мастеров-ремесленников Мусаевых широко известна далеко за пределами Жанакорганского района. В этой семье, одной из немногих, смогли сохранить древние секреты изготовления казахских национальных инструментов.
— Преподавал в школе технологии труда, во внеурочное время, в домашней мастерской делаю различные инструменты, — говорит Оспанхан. — Я делаю не только музыкальные инструменты, но и предметы быта, необходимые для повседневной жизни. Изготовление музыкальных инструментов для меня всегда было главной темой. Чтобы сделать хорошую домбру, важны не только руки мастера, но и материалы, из которых она делается. В нашем деле мелочей не бывает. Каждая деталь важна, не говоря о структуре и качестве дерева. Миллиметр отклонения – и звук уже не тот. Некоторые навыки приходят с годами. Быть терпеливым и внимательным – это первое, чему учу я своих учеников. Для изготовления домбры Оспанхан использует карагач и орех. Бывает и дорогой материал – красное дерево. Издревле казахские мастера на корпус домбры натягивали струны из кишок овцы или козы. Этой традиции придерживается и жанакорганский мастер.
Не будет преувеличением сказать, что сегодня работы мастера знает вся страна. На международной выставке «ЭКСПО-2017», прошедшей в Астане, в рамках дней культуры Кызылординской области отвез около 30 домбр. Казахская домбра, изготовленная в ауле Косуенки, пользовалась большим спросом у иностранцев. Оспанхан считает это достоинством. Всегда считалось, что мир, созданный в поте лица, увеличивает репутацию человека. Благодаря этой выставке, изделия жанакорганского мастера пополнили коллекции любителей казахского национального искусства во многих странах.
Помимо районных, областных, республиканских выставок мастеров ремесел, в конце 2016, в начале 2017 годах мастеру посчастливилось побывать в Объединенных Арабских Эмиратах. Оспанхан Мусаев, вошедший в состав мастеров земли Сыра, около месяца демонстрировал свое искусство иностранцам в рамках дней культуры Казахстана в Объединенных Арабских Эмиратах в Дубае.