В текущем году 812 километров автодороги республиканского значения, проходящей по территории нашей области, перейдут на платную основу. Согласно плану, в 9 местах будут открыты арки пограничного контроля автомобилей, на 3 участках – сервисные центры для пользователей системы. Об этом на брифинге в региональной Службе коммуникаций журналистам сообщили руководитель отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуртай Куанышбаев и директор Кызылординского регионального филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Ерулан Жунусов.
Как информировали спикеры, в рамках государственной программы инфраструктурного развития РК «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы в стране на платную систему перейдут 11 тысяч километров автодорог республиканского значения. Это 45 процентов от общей автодорожной сети. Система взимания платы уже действовала на четырёх участках протяженностью 682 километра Алматы – Капшагай, Алматы – Хоргос, Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау.
На сегодняшний день в Министерстве юстиции РК подписан и зарегистрирован приказ о вводе в эксплуатацию 7 новых платных участков: Нур-Султан – Павлодар, Шымкент — граница Узбекистана (на Ташкент), Шымкент – Кызылорда, Шымкент – Тараз, Тараз – Кайнар, Капшагай – Талдыкорган и Щучинск – Кокшетау.
– Согласно приказу, с 15 ноября взимается плата на объектах автодорог первой технической категории, – сказал Е. Жунусов. – Решение о внедрении «прозрачной» системы взимания платы за проезд принято совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК. Особенность системы характеризуется полным отсутствием препятствий на платных участках. Что касается их тарифа, то проезд легковых автомобилей будет стоить 1 тенге за 1 километр, а грузовых автомобилей и автобусов – от 5 до 25 тенге в зависимости от технического объема.
Как сообщил Н. Куанышбаев, проект платных дорог принят в 2019 году на основе государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан.
– С 15 по 19 февраля текущего года в каж-дом районе и областном центре были проведены общественные слушания по внедрению системы приема платежей, – сказал он. – На встречах с общественностью региона были заслушаны предложения и замечания. Такие слушания проведены по всему Казахстану. В результате на заметку взяты все высказанные мнения и предложения.
Взимание платы за проезд по автомобильным дорогам – это общемировая практика, которая позволяет применить справедливый принцип «Кто пользуется дорогой – тот и платит за ее содержание». Все собранные средства идут на улучшение состояния платной дороги и предоставляемого сервиса. За счет сборов за проезд платные участки будут отвечать современным требованиям безопасности и комфорта.
Алибек БАЙШУЛЕНОВ